Абхазия сегодня относится к числу кавказских республик, к которым идеально подходит цитата из всем известного комедийного советского фильма: «маленькая, но гордая». Её независимость признают в Москве, а в Тбилиси называют «временно утраченной территорией». При этом вернуть Абхазию в состав Грузии тамошние джигиты даже не пытаются – ибо знают, что дело в таком случае придется иметь с русскими. Казалось бы, правительство Сухума (да и весь тамошний народ) должен был бы испытывать, как минимум глубокую признательность к нашей стране, причем далеко не только за грозные события 2008 года, когда были обеспечены само существование и мирная жизнь Абхазии. Есть и еще причины, о которых мы непременно скажем позже. Однако, на деле всё происходит несколько иначе. Уже несколько дней в «маленькой, но гордой» происходят массовые беспорядки. Назвать таковые в прямом смысле антироссийскими нельзя, но если разобраться в нюансах и подоплеках, то впечатление складывается очень нехорошее.
По сути дела, начало этим, крайне неприятным с точки зрения добрососедских отношений между двумя странами, событиям положил законопроект «О некоторых мерах по повышению уровня социально-экономического развития Очамчырского, Ткуарчалского и Галского районов Республики Абхазия», внесенный в местный парламент. Казалось бы, что тут такого? Чистая экономика, никакой политики нет и близко! Второе, (неофициальное) название данного юридического акта – «закон об апартаментах». Он подразумевает строительство в указанных регионах Абхазии 30 тысяч домов и квартир, которые впоследствии будут проданы желающим получить жилье в курортной зоне, буквально – с видом на Черное море. Опять же – как заявила вице-премьер, министр экономики Абхазии Кристина Озган, подписавшая это соглашение от имени своего правительства в Москве, привлекаемые при его реализации огромные инвестиции «позволят не только нормализовать и стабилизировать экономическую ситуацию в республике, но и окажет глобальное позитивное влияние на состояние занятости в целом по стране». Второй из подписантов соглашения — министр экономического развития России Максим Решетников подтвердил это, и заверил, что строительством одной лишь жилой недвижимости дело не ограничится. В проект также заложено «развитие обеспечивающей инфраструктуры — объектов ресурсоснабжения, транспорта, социальной и цифровой инфраструктуры».
Понятно ведь, что столь значительные вложения для маленькой страны, где насчитывается всего 200 тысяч населения, а главное (если не единственное) богатство составляют как раз те самые курортные территории, на которых и должно развернуться строительство туристическо-санаторного комплекса современного уровня и мирового класса означает настоящий прорыв! Массовый приток туристов автоматически ведет за собой подъем не только сферы обслуживания, транспорта, связи, индустрии развлечений, но и сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Это – и вправду внушительное количество новых рабочих мест, как сказал господин Решетников. Ну, где здесь причины для недовольства и протестов?! «Камнем преткновения» в данном договоре и законе, что должен его узаконить для некоторых местных политиков и «общественных деятелей» стал тот момент, что документ включает в себя вопросы «гармонизации законодательства России и Абхазии», в частности – обеспечение на территории обеих стран исполнения судебных решений. Это во всем мире называется «защита прав инвесторов» — ибо никто не будет вкладывать значительные средства в реализацию столь масштабных проектов, не будучи твердо уверен в том, что они, простите, не вылетят в трубу – из-за чьих-то махинаций или волюнтаристских решений. Ну, а в роли инвесторов в данном случае, конечно же будут выступать граждане России.
Вот с этого самого момента и понеслось… Некие лица, называющие себя не просто «оппозиционерами», а «защитниками национальных интересов Абхазии» устроили форменный бедлам, обвиняя правительство в том, что оно-де «начинает распродажу страны» и, более, того, «готовится сдать Абхазию российским олигархам»! При этом свое недовольство происходящим данная публика принялась выражать вовсе не в форме цивилизованных дискуссий. Вовсе нет! Группа из трех десятков распаленных сверх всяких пределов «оппозиционеров» устроила прямо под зданием парламента безобразную потасовку, принявшись избивать своих оппонентов! Одного из депутатов – Алмаза Акабу отлупцевали до такой степени, что его пришлось госпитализировать. Впрочем, как оказалось, это было только начало сомнительного «веселья». Местные правоохранительные органы сработали оперативно – и вскоре на выезде из Сухума были задержаны несколько участников случившегося непотребства. Как минимум, двое из них — Гарри Кокая и Алмасхан Ардзинба оказались также депутатами парламента, правда, более ранних созывов. Прославились в свое время эти персонажи не менее вызывающими и дикими выходками – вроде стрельбы из автоматов в людных местах. Ну, а теперь докатились до рукоприкладства в отношении народных избранников. Понятно, что все задержанные отправились туда, где им было самое место – в камеры. Так сказать – до выяснения и принятия решения.
Тем не менее вместо того, чтобы уняться, оставшиеся на свободе буяны разошлись еще пуще. Тут следует учитывать местную специфику. Всё-таки Абхазия – это Кавказ, а значит у каждого «уважаемого человека» помимо многочисленных родственников и односельчан, готовых встать за него горой (вне зависимости от того, прав он или виноват) имеются еще и не менее многочисленные друзья и сторонники. Именно они, причем в весьма немалом количестве сперва попытались чуть ли не штурмовать здание Службы государственной безопасности республики, куда отвезли задержанных (причем дело дошло до попыток таранить ограду СГБ автомобилями), а затем устроили знатный кавардак в центре Сухума. Одновременно с этим такие же ухари принялись блокировать движение автотранспорта как на главной трассе республики — у Гумистинского моста к западу от Сухума и на мосту через реку Кодор к востоку от столицы., так и другие путепроводы – например, мост через реку Кодор в Очамчирском районе. Без потасовок, как вы понимаете, дело и тут не обошлось. Ситуация достигла столь высокого накала, что президент Абхазии Аслан Бжания вынужден был созвать экстренное заседание Совета безопасности страны, на котором назвал творящееся «массовыми беспорядками» и дал понять, что церемониться и миндальничать с теми, кто раскачивает ситуацию в стране, не намерен. Мосты и дороги разблокировали, задержанных отпустили. На этом всё? Вряд ли…
Среди представителей оппозиции раздаются голоса, кричащие о том, что они намерены и дальше мутить воду, чтобы любой ценой сорвать принятие закона и ратификацию инвестиционного соглашения. Ну, как же – ведь в результате «на территории страны может резко увеличиться количество граждан России, что несет угрозу её национальной безопасности»! Для правильного понимания того, откуда в данной ситуации «ноги растут» и ветер дует, следует немного прояснить вопрос о абхазской «оппозиции». Она далеко не однородна и делится, по сути, на несколько течений – ярко протурецкое, прогрузинское (финансируемое из Тбилиси), «изоляционистов», которые мечтают закрыть страну наглухо от всего мира (непонятно, правда, как она при этом будет выживать), и тех, кто, судя по всему, вообще не знает чего хочет. Протестует ради протеста. Ситуацию значительно усложняет еще и то, что по данным МИД Абхазии, там вполне себе успешно действуют пара десятков «неправительственных» и «некоммерческих» организаций, финансируемых западом по линии USAID и тоже, как правило, связанных с Грузией. Все эти «правозащитные», «экозащитные» и прочие шарашки тоже вносят свою лепту в тамошний кавардак. При этом (ну кто бы мог подумать!) у значительной части «оппозиционеров», кричащих сегодня чуть ли не о «русской оккупации» в кармане лежат … паспорта Российской Федерации!
Более того – не так давно стали известны весьма занимательные факты. К примеру, тот, что более 40% бюджета «независимой» Абхазии поступает из Москвы. Лишь для обеспечения пенсионных выплат России ежегодно спонсирует республику на 4 миллиарда рублей. Общая же сумма финансовых вливаний от нашей страны за все годы её независимости исчисляется цифрой в 110 миллиардов рублей! При этом тот же абхазский лидер Аслан Бжания во всеуслышание заявляет о том, что Сухум мечтает стать «полноправным членом Союзного государства России и Белоруссии». Оно и понятно – кто ж от таких щедрот отказывается! Тем не менее, с определенного времени (буквально с сентября нынешнего года) Москва начала малость «прикручивать кран» этого «аттракциона неслыханной щедрости». Прекращены дотации по некоторым статьям, а за электроэнергию (которой Абхазию исправно снабжает опять-таки, Россия) отныне придется рассчитываться не «по-братски», а по коммерческим, рыночным ценам. Понятно, что в Сухуме такой поворот порождает глубокое уныние. Ведь, будем говорить откровенно, само существование Абхазии сегодня обеспечивается военной силой России, её прямым присутствием там. А экономика, в свою очередь, зиждется тоже на сотрудничестве с нашей страной. Не будет всего этого – не будет и Абхазии «реинтегрировать» которую мечтают в Тбилиси.
После всего этого поведение некоторых тамошних политиков выглядит не то, что странным, а вовсе необъяснимым. Понятно ведь, что крохотная (в сравнении с Россией) Абхазия ни за что не потянет, не осилит тот амбициозный проект, реализация которой ей нынче предлагается Москвой. Ну, а начинать его без четких, твердых, стопроцентных гарантий Сухума никто не будет. Хватит уже с нас истории с созданием постоянного пункта базирования кораблей Черноморского Флота России в Очамчире, соглашение о котором подписали президенты двух стран. И вдруг год спустя, в конце нынешнего лета министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба выступает с заявлением о том, что «никакой русской военно-морской базы» в этом месте не будет! Это как, простите, понимать? Абхазии пора уже определиться – хочет ли она существовать в нынешнем своем проблемном статусе – или же развиваться с дружеской помощью России. Партнерство будет полезно обеим сторонам – вот только оно должно быть честным.