Поговорим об истории. И о том, что она знает сослагательное наклонение. Не знает, скажете вы? И ошибетесь. Знает! Потому что не существует «железных, неотменимых законов истории, которые охраняют многочисленные неизбежные закономерности». Все они разбиваются о неожиданные и незапрограммированные случайности, наглядный пример которых в свое время показал Рэй Брэдбери в рассказе «И грянул гром» — раздавив одну единственную бабочку, герои неузнаваемо меняют свою реальность.
Поговорим, например о том, что было бы, если бы Русь в свое время приняла крещением не православие, а католицизм? Во-первых, все что писалось в летописи — о небывалой красоте константинопольского храма Святой Софии и том потрясении, которое случилось от увиденного у послов князя Владимира, из-за чего православие в качестве главной и единственной религии и было им выбрано — глупости. Хотя бы потому, что летопись писалась задним числом, а вера выбиралась прежде всего по тесным государственным связям. Такие у Руси и были с Византией, поэтому больших вариантов у нас не было — православие стояло на первом месте к рассмотрению.
А что если бы мы отринули этот вариант и обратили свой взор, например, на варягов-католиков, которые к нам пришли с Запада и связи с которыми были гораздо теснее? Плюс ко всему бабка Владимира, Ольга, ведь тоже была варяжкой, как и его дед — Игорь, об этом явно свидетельствуют их варяжские имена! Прими мы католицизм, влияние на культуру, язык, законы пошло бы на Русь с Запада, тем более что ранее дочери и сыновья Ярослава Мудрого рассеялись женитьбой/замужеством как раз туда. Так что прецедент был, был. И ничего плохого Руси не нанес. Если бы мы стали католиками, повсеместно начали бы заключаться браки между нами и западными жителями, Ивану Грозному, вполне вероятно, сказала бы «да» английская Елизавета Первая. В русских городах строились бы романские и готические соборы, пришла бы концепция университетов с обязательным знанием латинского языка, Русь наводнили бы западные печатные издания, древнерусские князья отправились бы в Крестовые походы, из-за чего укрепились бы наши связи с Западом и паровозиком — с Востоком. И в этом случае развитие торговли пошло бы совершенно по другому, денежному, пути: восточная роскошь, которая непременно ошеломила бы наших древнерусских рыцарей, не оставила бы им шанса не воспроизвести все это дома, в своих теремах и печных избенках. Как бы это исполнялось: рыцари, приехав домой в Тверские, допустим, леса, начали бы терроризировать своих крестьян денежными податями, те, от неизбежного, подались бы в города на арбайтен, чтобы было чем подать своим рыцарям, города бы развивались, а купцы, чтобы соответствовать, начали бы челночничать между Русью и Востоком, сохраняя при этом нерушимые связи с Западом. Ну, разве плохо?
Монгольского нашествия вообще могло бы не быть. По крайней мере, случилось бы оно не таких масштабов. Ведь сам папа Римский дал слово помогать Даниилу Галицкому в его нелегкой борьбе. Единственным условием ему выдвинуто было отречение от веры православной и принятие веры католической. А если бы мы ( и Даниил Галикций, разумеется, тоже) уже были католиками? То-то и оно! Монгольский удар был бы отражен, а не вот это вот все, что мы в итоге получили.
Если история пошла бы по этому пути, вполне вероятно, что столица Руси плавно мигрировала на Запад, сначала в сторону Вильнюса, а дальше в сторону Варшавы, а Смутное время (если бы оно все же было) закончилось бы не принятием на царство Михаила Романова, а польского короля Владислава. Но все, конечно, испортил бы Петр Первый, которому по определению, претила бы папская власть, и он попытался бы переломить влияние Рима. А его любовь к лютеранству дала бы возможность насадить ее на Руси повсеместно. А как это сделать? Для борьбы с католической церковью (мы — католики, помните?) Петр бы пошел с поклоном в народ, а в качестве взятки пообещал бы ему больше льгот и выгод, вследствие чего в стране началось бы продвижение к свободе, что постепенно измелило бы царский абсолютизм на какое-то подобие демократии…
Пожалуй, довольно. Взбодрились? Уже начали нас ненавидеть? Думаете, мы спятили, озвучивая весь этот бред? Хорошо бы, конечно, но — нет. Все это — вот про сослагательное наклонение, незапрограммированные случайности, католицизм и сошедшего с ума Петра Первого — на полном серьезе вещает нам с просторов интернета все еще заслуженный учитель России, иноагент Тамара Эйдельман. Не мы, боже нас упаси, лопни наша душенька. Та самая, которая из Степана Бандеры сделала героя, а из нашей святой Победы 45 года — нелепую случайность и «милитаристскую пропаганду».
Разбирать весь этот бред мы, с вашего позволения, не будем. Как там говорил профессор Преображенский, если в вольном пересказе? «Сидит эта изумительная… (здесь бранное слово) в доме — как нарыв! Мало того, что пишет бессмысленные пасквили в интернетах, да ещё… Доктор, ради Бога, съездите с ней в цирк».