Помните лозунг 60-ых годов «Догнать и перегнать Америку»? Первый подобный выдвинул Ленин, имея ввиду все капиталистические страны, а конкретно этот в 1957 году изрек Хрущев, и касался он догонялок в производстве молока, масла и мяса на душу населения.
Но кое в чем мы, сами того не зная, тогда не только обскакали Штаты на повторе, но и ушли далеко вперед. Выяснилось это случайно и с подачи самих американцев.
Зачином послужил запуск 4 октября 1957 первого искусственного спутника Земли, именно тогда Америка получила звонкую пощёчину от Советского Союза, что положило начало космической гонки между двумя странами. Информация о запуске мгновенно распространилась по миру, а в США вообще вызвало когнитивный диссонанс — там были уверены, что это нам удалось совершенно случайно из-за того, что мы: а) лучше работаем, б) нам помогли немецкие ученые и в) мы хорошо умеем организовываться.
Американской репутации был нанесен сильный удар, и ими было принято решение «догнать и перегнать Советский Союз». И пока шло создание НАСА и подтягивалась до нужного уровня наука, ученые мужи задались вопросом образования школьников и студентов, которым в будущем и предстояло развивать космическую отрасль. А попутно возник вопрос другой: а если русским удалось запустить спутник первыми, как обстоит дело с образованием у них самих?
В 1958 американским журналом Лайф был предложен эксперимент: два школьника — из США и СССР — в течение месяца будут жить своей обычной жизнью, мы — за всем этим наблюдать, а потом сравним, что получилось. И в том же 1958 году американская делегация пожаловала в Союз. На их стороне был выбран шестнадцатилетний Стивен Лапекас из Чикаго, в Москве вызов принял Алексей Куцков, мальчик того же возраста из московской школы №49.
«Я до сих пор не знаю, почему выбор пал именно на меня, — рассказывал он, — Директор школы, Мария Скворцова объяснила — американцы хотят понять, как живут и учатся советские школьники. Акцента, что мне надо представлять страну, она не делала, но попросила постараться.»
Критерии для сравнения ребят представила американская сторона, их интересовали перечень изучаемых школьных предметов, отношение к учебе самих учеников, литература, которую дети читают дополнительно, и досуг вне школы. По условиям эксперимента, ни Стивен, ни Алексей не знали об этом своеобразном соревновании.
Стивен Лапекас. В школе у него было четыре предмета: американская история, английский язык, биология и геометрия, для освоения которой ему нужны были дополнительные занятия, так как она идет у него «со скрипом», и мать Стивена вынуждена их оплачивать. Стивен хочет поступить в колледж, но при этом весьма легкомысленно относится к образовательному процессу. Дополнительно плавает в бассейне, мало читает, как большинство американских подростков ограничиваясь рецензиями, а не полным произведением, любит вечеринки и рок-н-ролл.
Алексей Куцков. Сын погибшего фронтовика и матери-инженера, занимался музыкой, с 12 лет — конькобежным спортом в секции ЦСКА, играл в волейбол. Журнал Лайф про него писал:
«В аскетичной атмосфере московской 49-й школы Алексей Куцков проводит за учебой 6 дней в неделю, интенсивно изучая огромное количество предметов. Среди них русская литература, английский язык, физика, химия, труд, математика, черчение и астрономия. Более половины учебного времени Алексея приходится на изучение предметов, связанных с наукой».
Досуг Алексея тоже привел американцев в недоумение: усердие нашего школьника стенами школы не ограничивалось. Он читал (например, Лайф опубликовал фотографию, на которой Куцков читает Драйзера в оригинале), играл в шахматы, в волейбол, пять раз в неделю посещал уроки музыки, в общем юноша «трудолюбивый, целеустремленный, даже агрессивный».
24 марта 1958 года в США вышла статья под заголовком «Кризис в образовании», в которой были опубликованы итоги соревнования. Америка ее прочла и впала в ступор. Оказалось, что Стивен отстает от нашего Алексея как минимум на два года. Оказалось, что в СССР существует своего рода элита, которая пестуется государством — это ученые и инженеры — и чтобы стать ее частью, нужно… просто учиться, для чего в стране были созданы все условия.
В этом вопросе Америка проигрывала СССР по всем пунктам. И, признав поражение, она начала модернизацию образования, взяв за эталон советское. Ввелись стипендии для способных учеников, была поднята заработная плата учителям, пересмотрены все школьные и вузовские программы…
Так советский мальчик щелкнул по носу американцев еще раз. Алексей окончил школу с серебряной медалью и поступил в Московский авиационно-технический институт, работал в полярной авиации, отряде космонавтов, был замдиректора Норильских авиалиний…
Стивен же Лапекас на журнал обиделся. По его мнению, он выставил его полным болваном.
«Та статья была нелестной, мягко говоря. Они сделали из меня какого-то придурка, который все свое время проводит на танцульках».
Стивен окончил университет в Иллинойсе (специальность «физкультура»), затем военный колледж, был во Вьетнаме, работал пилотом. С журналистами больше не общается.
А проведя такой эксперимент сейчас, чтобы мы, интересно, получили?