За последние годы перспектива прямого вооруженного столкновения Китая и Соединенных Штатов в схватке за контроль над островом Тайвань обсуждалась на самых разных уровнях столь часто и столь большое количество раз, что многим стала казаться предопределенностью, неминуемой при любом развитии событий. Что характерно, реальные намерения скрестить оружие на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий периодически отрицают что в Пекине, что в Вашингтоне. И при этом обе страны готовятся к сражениям друг с другом не просто совершенно открыто, а прямо-таки демонстративно.
Немудрено, что великое множество военных экспертов как с одной стороны, так и с другой от раза к разу пытаются предсказать: чья возьмет, если вокруг Тайваня все-таки заговорят пушки. При этом главная мысль, на которой сходятся все участники подобных гаданий состоит в том, что «легкой прогулкой» и «маленькой победоносной войной» такой конфликт не станет ни для одной из сторон. Да, звездно-полосатые «защитники» Тайваня располагают более, чем внушительной силой в лице авианосных ударных группировок, на которых базируются истребители-бомбардировщики пятого поколения. А также немалым количеством боевых кораблей, несущих крылатые ракеты и другое грозное вооружение. Однако, всей этой армаде предстоит действовать, во-первых, в пределах досягаемости береговых противокорабельных комплексов НОАК, а также её ударной авиации. А, во-вторых, на значительном удалении от собственных ремонтных баз и пунктов снабжения. По оценкам более-менее объективных экспертов имеющиеся на Тихом океане значимые военные объекты ВМС и армии США китайские товарищи, скорее всего. попросту «обнулят» своими баллистическими ракетами в первые же минуты и часы потенциального столкновения. Не будем углубляться в дебри анализа и сопоставления количественного состава военно-морских и военно-воздушных сил потенциальных противоборствующих сторон, а также сравнения тактико-технических характеристик имеющегося у них вооружения. Поговорим лишь о некоторых моментах, которые однозначно могут иметь весьма существенное, если не решающее значение для хода и конечного результата гипотетической «битвы за Тайвань».
Как известно, ни одна военная кампания не может быть выиграна исключительно применением высокоточного оружия и ракетно-бомбовыми ударами. До тех пор, пока на территорию противника не ступила нога пехотинца той или иной армии, она так или иначе остается для неё вражеской. В случае с Тайванем, который, как известно, представляет из себя остров, данный вопрос обретает особую специфику. Для реального овладения им (либо для оказания действенной помощи тайваньской армии в обороне) необходимо проведение крупномасштабных десантных операций, с высадкой на его берега значительных количеств живой силы и техники. НОАК с этим однозначно будет проще – там операции по преодолению пролива отрабатываются в ходе учений регулярно и судя по масштабам таких маневров, соответствующими средствами доставки и десантирования своих войск НОАК обеспечена в полной мере. А как с этим обстоят дела у армии США? Помнится, Корпус морской пехоты традиционно считается одним из самых боеспособных, хорошо подготовленных и оснащенных подразделений в её составе. То есть проблем у бравых морпехов с экстренным прибытием на помощь союзникам возникнуть не должно? На самом деле, как оказалось, это далеко не так.
Дотошные клерки из Управления правительственной отчетности (GAO) США провели фундаментальное исследование вопроса о степени готовности Корпуса к выполнению реальных боевых задач в любой точке земного шара и пришли к крайне неутешительным выводам. Проверка технического состояния главной составляющей, необходимой для доставки личного состава, вооружений и техники Корпуса к отдаленным театрам военных действий – его десантных плавсредств длилась достаточно долго, с апреля 2023 года по декабрь 2024-го. Специалисты GAO вдоль и поперек излазили доки и портовые стоянки военно-морских баз морпехов, дислоцированные в Сан-Диего и Норфолке. И что же они там обнаружили? Обратимся для начала к сухим цифрам: по штатному расписанию в распоряжении ВМС США имеются 2 десантных универсальных корабля класса LHA, семь аналогичных судов класса LHD, десяток больших десантных кораблей и, вдобавок, «чертова дюжина» судов класса LPD – десантных транспортов-доков. Но это по штату… В реальности же отвалить от причальной стенки хоть завтра и выйти в море, неся на борту звездно-полосатую морскую пехоту способны всего один большой десантный корабль из десяти, два LHD из семи, два LHA и 11 транспортов-доков из 13. На остальных судах уровень технических неисправностей таков, что пытаться отремонтировать их и поставить в строй – пустая затея. В особенности, в свете того, что очень многие из них уже отходили положенный срок и по имеющимся нормативам достигли возраста распила на металлолом.
С необходимыми для высадки на вражеской территории кораблями-амфибиями Корпуса ситуация нисколько не лучше. По данным контролеров из GAO на что-либо годятся не более половины из 32 имеющихся в наличии таких судов. В соответствующем отчете по итогам проверки особо подчеркнуто, что с подобным состоянием корабельного парка на Тайвань морпехам лучше не соваться. В том же самом документе указаны и причины столь бедственного положения силы, которая десятилетиями была символом не военной мощи Соединенных Штатов, и их способности «порешать» любые геополитические споры и проблемы. Начать надо с того, что Корпусу морской пехоты США скоро придется передвигаться по морям, по волнам чуть ли не на старых корытах из-за того, что новые корабли для них просто никто не строит! У Пентагона в фаворе совсем другие проекты – «литоральные эсминцы» (они же – «Золотые утюги»), какие-то плавучие «универсальные платформы» и прочая откровенно завиральная дичь, на которую, тем не менее, тратятся миллиарды долларов. Ладно, нет новых – но хоть старые-то десантные суда можно было поддерживать в надлежащем состоянии? Оказывается, нет! Техническое обслуживание этих посудин, по оценке GAO, поставлено из рук вон плохо. Проводится оно куда реже, чем нужно и далеко не в полной мере. Почему? Запчастей нет – это раз. Причем для самых «возрастных» судов, проходивших уже лет по 35 и более, их просто неоткуда взять – промышленность не выпускает. Не хватает мощностей и площадей в ремонтных мастерских и доках – это два. В-третьих же – все меньше с каждым годом остается квалифицированных специалистов, способных поддерживать на плаву стареющие и ржавеющие корабли. Все хотят быть юристами и биржевыми брокерами, а не гайки крутить.
Что характерно, подобная, близкая к катастрофической ситуация наблюдается в ВМС США не только с десантными кораблями, а, допустим и с крейсерами класса «Тикондерога» — между прочим, одними из главных носителей крылатых ракет «Томагавк», которыми звездно-полосатые «миротворцы» обожают обстреливать прибрежные страны. В период с 1984 по 1993 год американский военный флот принял на вооружение 27 таких судов. Однако на сегодняшний день какую-никакую боеспособность сохраняют лишь 9 из них. Да и то, по оценке самих же представителей ВМС США «оружие полувековой давности» и давным-давно устаревшие морально и физически бортовые системы этих крейсеров делают их реальные боевые качества весьма сомнительными. Денег же на их содержание и попытки модернизации расходуется просто огромное количество. Так что получается, что вступать в конфликт за Тайвань с НОАК звездно-полосатым «гегемонам» как бы особо и не с чем. Впрочем, в Пентагоне не унывают и пытаются поддерживать в своих вояках боевой дух, убеждая их в том, что у китайских товарищей тоже имеются свои недочеты и слабые места – да еще какие!
К примеру, такая интересная организация, как Институт морских исследований Китая при Военно-морском колледже США недавно выпустила даже не исследование, а целую книгу авторства военных аналитиков Джона Чена и Джоэла Вутноу, целиком и полностью посвященную такому духоподъемному для американцев вопросу, как «слабость сил специальных операций (ССО) армии КНР». Господа аналитики изначально выдвигают в принципе, вполне здравую и обоснованную мысль о том, что именно спецназу в случае развертывания Пекином операции по установлению полного контроля над Тайванем предстоит сыграть в таковой ведущую роль. Захват и удержание плацдармов для высадки основных сил НОАК, разведка и подавление средств ПВО, командных пунктов и опорных узлов обороны, разведка, а также повреждение вражеских коммуникаций – спецназовцам и вправду хватит работы. Однако, как убеждены Чен и Вутноу, «у китайских спецподразделений есть серьёзные проблемы, которые ограничат их эффективность в ходе нападения на Тайвань». Какие конкретно? Во-первых, как утверждают американские аналитики, спецназа у НОАК как-то маловато – всего 20-30 тысяч штыков в составе подразделений морской пехоты, ВДВ и некоторых других родов войск. Это в Пентагоне так подсчитали… А в Командовании специальных операций США числится вроде бы 70 тысяч бойцов. Правда, в данном случае речь идет как о действующих военных, так и о резервистах, которых еще призвать надо. Гм… Шулерством попахивает.
Вторым и самым главным слабым место китайских коммандос американские аналитики объявляют «отсутствие реального боевого опыта». Мол, «у НОАК просто отсутствуют опытные элитные команды, готовые к выполнению сложных миссий». При этом звездно-полосатые «спецы» — всякие там «зеленые береты» или «дельты» превозносятся, как суперпрофессионалы, способные «проводить автономные операции невероятной сложности». О многочисленных случаях фантастического позора американского спецназа, с треском проваливавшего боевые задачи в Сомали, Иране и других местах, конечно же, умалчивается. Впрочем, второй пункт меркнет перед третьим — Чен и Вутноу уверены, что спецназ НОАК не сможет эффективно действовать в автономном режиме и проявлять инициативу из-за … «следования в китайской армии ленинским принципам единоначалия и централизации». На этом, в принципе, ознакомление с их работой можно заканчивать. Напомнив разве что о том, что недооценка противника еще никого до добра не доводила. Впрочем, это уже будет проблемой американских морпехов – если они сумеют добраться до китайских берегов…