Наши бывшие партнеры на Западе довольно долго командовали мировой торговлей. Настолько долго, что умудрились забыть о том, что деньги любят тишину. Это притом, что это их изобретение. По крайней мере, Запад довел эту мысль до совершенства и вот результат: забыл, никак Альцгеймер поразил не только отдельных лиц, а общие командно-административные и элитные структуры.
Пока элегантные парни в шлепках, господа в кипах и воины Аллаха с густыми бородами разбираются между собой, рынок морских перевозок тихо хереет и ищет способы обойти весь этот цирк. Никто не хочет вести свои корабли сквозь регион, в котором буквально лисички зажгли синее море. Не только потому, что цена страховки и перестраховки съедает любую прибыль, а потому что реально можно потерять груз и корабль, а это не нужно никому.
Какой выход? А выходов, собственно, только два: или вокруг Африки или через Россию и Северный морской путь. Давайте отметим исторический момент, случившийся этой осенью: через Северный морской путь прошел первый корабль класса Панамакс. Контейнеровоз Flying Fish 1 стал первым в истории кораблем, прошедшим путь из Санкт-Петербурга в Шанхай за 21 день по морям Северного Ледовитого океана.
Скорость составила 30 км/ч или 16 морских узлов, но важно даже не это, а то, что время прохода сквозь Северный морской путь получило документальное подтверждение — 21 день. Если бы корабль шел классическим путем, через Суэцкий канал, то это заняло бы на 14 дней больше. Путь вокруг Африки и вовсе на порядок длиннее.
Первое: на практике подтверждена возможность использования СМП для перевоза товаров крупными контейнеровозами, несущими 5.000 стандартных шестиметровых контейнеров. Подтверждено время прохода, и то, что никакие парни в шлепках не помешают торговле. Наша транспортная артерия продолжит развиваться и набирать обороты: по планам к 2035 году общая сумма перевезенных грузов должна составить 220 миллионов тонн, против 40 миллионов сейчас.
Отдельно хочется отметить, что конкретные сроки развития и тоннаж имеют второстепенное значение. Куда важнее, что у нас в Арктике есть готовая или строящаяся инфраструктура: порты, корабли, ледоколы, а маршрут в свою очередь демонстрирует свою эффективность и безопасность. Конкретные цифры перевозки могут отличаться и быть достигнуты раньше или позже, но с точки зрения государства российского и мировой экономики это имеет мало значения. Главное, чтобы маршрут строился и развивался.
На примере СМП хорошо видно, как повторяется история.
Попытки России создать альтернативные контролируемым Западом транспортным коридорам, финансовым потокам, системам расчетов и прочему наталкивались на стену непонимания со стороны партнеров. Зачем? Зачем напрягаться, когда есть работающая схема, не говоря уже что можно нарваться на санкции. Но это было актуально ровно до тех пор, пока система не полетела в тартары.
Вашингтон в попытке победить Москву в рамках одной конкурентной системы зашел так далеко, что нарушил правила игры и сломал рыночные отношения. После чего немедленно выяснилось, что доллар не такой уже и удобный, а Суэцкий канал имеет существенный минус, в виде контролирующих органов ХуситРакетНадзора. Куда более суровых и жестких, чем наш критикуемый Роскомнадзор.
Геополитические помехи стали идеальным подспорьем для введения в игру российских транспортных, финансовых возможностей и демонстрации их превосходства и их преимущества. Хочется кому-то или нет, а предприниматели по всему миру вынуждены просчитывать риски и взвешивать альтернативы. Включая те, что созданы Россией. Угроза же вторичных санкций просто потеряла всякий смысл, когда у вас на одних весах потопленный корабль или замороженный счет. И то не факт, что счет будет заморожен, а вот корабль потерять перспектива куда реальней.
Стоит поблагодарить некоторые ближневосточные страны за их привычку реагировать в лучших традициях Ветхого Завета. Это невероятно помогает торговле в других частях света, не говоря уже что вредит самим любителям Ветхого Завета. Но это уже личное дело выбора, коли милосердие их сердцу не свойственно, то и чем тут дальше говорить? Только терпеть и считать убытки.
Говоря о развитии Северного морского пути, нельзя пройти мимо проблем, а они имеются: у нас в стране закончились мощности верфей и мы не можем нарастить одновременную постройку кораблей, включая необходимые для СМП. Потому заказ на строительство четырех неатомных ледоколов получили специалисты из Индии. По открытым данным общая стоимость проекта 750 миллионов долларов. Строительство поручено частным и государственным подрядчикам.
В ноябре 2023 года министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков объявил, что Индия предложила России производство судов ледового класса. Позднее уже в ходе визита министра портов и судоходства Индии Сарбананда Соновал было согласовано расширение сотрудничества в Арктике и освоении Северного морского пути.
Что это значит?
Наши внутренние мощности в стране загружены полностью. Промышленность работает и строит. Однако ждать несколько лет в очереди пока верфь построит корабль “Росатом” не может и потому заказывает корабли в стране БРИКС. Дополнительно укрепляя объединение. И, конечно, это пример адекватной постановки вопроса о покупке за границей.
После работы младореформаторов 90-х годов у словосочетания “купить заграницей” устойчиво негативный окрас, но только если самим при этом ничего не производить. Покупка же зарубежом чего-либо в условиях, когда отечественная промышленность загружена, а ждать времени нет, это разумный и естественный выход. К тому же собственное производство по щелчку пальцев нарастить нельзя, а корабли нужны уже сейчас.
Подводя итог: коллективный Запад решил для нас сразу две задачи, когда напал на нас. Первое, это запустил процессы ускоренной модернизации промышленности, получившей резкий пендаль. Тот самый гром, который таки заставил нашего мужика перекреститься. Во-вторых, альтернативные маршруты доставок, платежные системы и прочие средства получили серьёзнейший импульс к реализации. Несмотря на то, что бизнес не любит напрягаться лишний раз, еще меньше бизнес любит сумасшедших. Коллективный Запад сошел с ума и это очевидно абсолютно для всех, хотя не все могут позволить себе открыто это заявить.
Совокупно это и дало нужный нам эффект. Сработал рыночный принцип спроса и предложения, когда мировая экономика получила запрос на адекватную систему, неподверженную геополитическим истерикам и оппортунизму. Когда мировым грузоперевозкам потребовались транспортные коридоры и артерии, которыми можно пользоваться, не опасаясь за свою безопасность. И Россия смогла предложить решение. Сразу скажем, что еще далеко не идеальное, но даже такие решения лучше, чем имеющиеся у мира аналоги. Но все это было бы невозможно, если бы коллективный Запад оставался разумным существом и не стал бы прибегать к экономическому термоядерному оружию.
Идеологический аспект этого противостояния в том, что мир устал от самих конфликтов как таковых. В XX веке мир трижды чуть был не стерт в пыль из-за конфликтов в Европе. Африка, Азия, Южная Америка откровенно устали от того, что белые сахибы ссорятся между собой, а шишки падают на головы африканцам, китайцам и индусам. Но усталость и готовность принять перемены — это не одно и то же. Когда мир увидел, что мир белого человека в очередной раз готовится сорваться в водоворот конфликта и утянуть за собой цивилизацию, да к тому же еще даже локальный уровень конфликта отражается землетрясениями по всему миру. Тут-то терпение человечества лопнуло.
Неосторожность Запада была в том, что требованием ввести санкции против Москвы западные государства втянули в локальный, в сущности, конфликт все человечество. Последнее предпочло на этот раз дать сдачи и стать на сторону России, которая напротив всячески дает понять, что не собирается никого втягивать. Не из-за гордости и способности справиться самостоятельно, а потому что не желает конфликта, но желает чтобы ее оставили в покое и не мешали развиваться. Наши интересы и интересы мира совпали.
Наблюдаемая нами ситуация — это пример аксиомы, гласящей что войны и конфликты, в том числе экономические, начинаются исходя из желания сторон и их готовности начать. А вот заканчиваются конфликты уже не тогда, когда сторона этого хочет и желает, а тогда, когда для этого появляется возможность. И, разумеется, результат конфликта может оказаться совсем не таким, который ожидался при его начале. Потому-то пушка и является последним доводом королей. Иногда довод может оказаться реально последним.
Штаты начали конфликт тогда, когда желали и думали, что смогут победить, но вот прошло уже много лет, а конфликт и не думает заканчиваться. Чтобы при этом Запад ни делал, а желания закончить не наступает. Почему? Не хотят фиксировать для себя печальный итог: пытались разорить Москву, но разорились сами.
Можем разве что выслать воды из Арктики освежиться. Нет, ну а вдруг поможет?