• Чт. Сен 19th, 2024

Rogandar NEWs

Новости, факты, события

«Хьюстон, у нас проблемы!» Boeing гробит американскую космонавтику

Автор:admin

Сен 1, 2024

Отличительной чертой недостойного поведения наших «заклятых друзей», и едва ли не самым ярким проявлением применяемой ими повсеместно политики двойных стандартов, является упорное замалчивание нашими оппонентами любых своих ошибок, промахов и неудач. А уж тем более – вещей, на их же собственном жаргоне именуемых «эпик фейл», то есть провал эпических масштабов. Ну, или космических, если угодно…

Каждое чрезвычайное происшествие в России, имеющее даже самые мелкие масштабы и незначительные последствия. подобная публика раздувает до небес, смакует, склоняет и спрягает на все лады, неизменно уснащая «достоверными подробностями», придуманными по ходу дела для пущего эффекта. Ну, вот представьте, какое ликование царило бы в западных СМИ, соцсетях и тамошнем политикуме, если бы что-то пошло не так с нашей космической программой? Да на ушах бы от радости стояли. Из каждого утюга бы трубили о том, как «облажались русские лапти», а высоколобые представители западной «экспертной среды» с самым умным и серьезным видом наперебой растолковывали бы всем и каждому, что иначе, собственно говоря, и быть не могло! Ну, что вы хотите от «страны-бензоколонки»? Они ж ничего не умеют, кроме как водку трескать со своими медведями и на балалайках бренчать. У них в ракетах чипы из наших микроволновок и стиральных машин стоят – какой уж тут космос… Но вот когда представители «самой высокоразвитой и технологической мировой державы» сели в лужу в самом буквальном смысле слова на глазах всей Земли, они предпочитают делать вид, что ничего такого постыдного и страшного с ними вовсе и не произошло. Так, сущие пустячки, дело житейское…

Так или иначе, но как бы не хотелось иного нашим «заклятым друзьям», на всю планету Земля и её окрестности не так давно опозорились как раз они, а не мы. 5 июня нынешнего года с мыса Канаверал в США в небо после долгих приготовлений и мучительного ожидания (полет дважды откладывался, причем, что весьма важно – «по техническим причинам») в небо наконец взмыл американский космических корабль «частично многоразового использования» Starliner с двумя астронавтами на борту — 61-летним Барри Уилмором и 58-летней Сунитой Уильямс. Корабль пилотировали астронавты со стажем и опытом. Только на таких и можно было положиться – ведь это был первый полет Starliner с экипажем, так называемый CFT (Crew Flight Test), целью которого является проверка корабля на готовность к использованию в пилотируемом режиме. Люди не подвели – чего не скажешь о технике. Корабль добрался до международной космической станции (МКС) чуть больше, чем за сутки (за 26 часов) и начал процедуру стыковки с её американским фрагментом (мало кто знает, но пристыковываться космические корабли на МКС могут лишь к «своим» узлам: американские — к американским, российские – к российским). И вот тут в безжизненном космосе разыгрался классический сценарий «что-то пошло не так». Не знаем, звучало ли при этом сакраментальное «Хьюстон, у нас проблемы!», но неприятности имелись, и достаточно серьезные. Мало того, что еще по пути к станции экипаж Starliner зафиксировал утечки гелия – во время попытки стыковки намертво отказали 5 из 28 манёвровых двигателей служебного модуля космического корабля. Четыре из них удалось запустить, но при последующих испытаниях выяснилось – до проектной мощности они явно недотягивают и, мягко говоря, эталоном надежности служить не могут. Корабль пристыковали, но осадочек, как говорится, остался…

Более того – в сердцах руководителей NASA поселились страх и неуверенность. «А что будет, если Starliner выкинет точно такую же штуку при возвращении на землю с двумя астронавтами на борту? Ведь при неправильной работе обеспечивающих пространственную ориентацию двигателей (который уже один раз отказали!) спускаемый аппарат не сможет занять правильное положение для выполнения успешного орбитального торможения. А что, если откажут не 5 двигателей, а половина из них или вообще все?!» — именно такие вопросы задавали руководители космического агентства США стоявшим перед ними как проштрафившиеся школяры представителям корпорации Boeing, больше десяти лет провозившейся со злополучным Starliner и в итоге так и не сумевшей обеспечить главного параметра – надежности космического корабля. Ведь в описанном выше случае все закончится не серьезной нервотрепкой (как это было при стыковке с МКС), а трагедией. И нескрываемым вселенским позором для Соединенных Штатов. Что самое неприятное, ведущие инженеры и технические специалисты, до этого несколько недель ставившие эксперименты над находящимся на Земле систершипом Starliner так и не смогли четко и внятно озвучить причину отказа двигателей, а следовательно – дать твердую гарантию того, что таковая не повторится впредь.

Именно поэтому NASA приняли предельно неприятное для Boeing решение – обратиться за помощью к их конкурентам №1 — компании SpaceX. Starliner улетит на Землю в сентябре – но в безэкипажном режиме – от греха подальше. Теперь астронавтам, которые вообще-то собирались провести на МКС восемь, от силы десять дней придется встречать там Новый год. Ведь только в феврале 2025-го в полет на орбиту Земли отправится Crew Dragon 9, которому теперь вместо 4 астронавтов предстоит нести только двоих. А еще – скафандры для застрявших на орбите Барри Уилмора и Суниты Уильямс. Ведь в ходе нынешнего инцидента выяснилась и еще одна крайне неприятная деталь – оказывается, космические скафандры, разрабатываемые что Boeing, что SpaceX для «своих» астронавтов, категорически несовместимы с «чужими» кораблями. А ведь, казалось бы, такая важная штука, от которой зависят жизни экипажей в любой чрезвычайной           или нештатной ситуации, должна была бы быть универсальной хотя бы в рамках космического флота одного государства! Ан нет – у них там капитализм и свободный рынок.  Вот и клепает сложнейшую и важнейшую технику всяк молодец на свой образец… Именно поэтому, «зависшие» на МКС американцы не смогут её покинуть на борту Crew-8, который сейчас пристыкован к американскому модулю станции «Гармония» и собирается в обратный путь 6 октября. Вот сколько проблем одним махом!

При всем при этом ехидный Илон Маск не преминул поддеть опростоволосившихся оппонентов, заявив в соцсетях, что если б не он и его компания, то сидели бы Уилмор с Уильямс в космосе, пока бы русские над ними не сжалились и обратно бы на Землю не подбросили. Вот так прямо и написал: «Россия — единственный вариант!» Сказать, что в компании Boeing его подколки (да и вообще вся эта, крайне болезненная для её и без того изрядно подмоченной репутации ситуация) вызвали болезненную реакцию – это не сказать ничего. Тамошних сотрудников от обиды и горечи, что называется, прорвало. Вот что заявил изданию The New York Post один из них: «В последнее время было у нас было так много неудач, мы словно под микроскопом. Теперь все стало в 100 раз хуже. Мы ненавидим SpaceX. Мы все время говорим о ней гадости, а теперь она нас спасает. Мне стыдно, я в ужасе… Это позор!» По словам данного персонажа, решение NASA  стало очень чувствительным ударом по корпорации, которая и так страдает после множества историй с поломками и даже катастрофами пассажирских самолетов её производства. И ведь эти истории продолжаются! К примеру, Федеральное авиационное управление США (FAA) в настоящее время ставит под вопрос безопасность эксплуатации всех лайнеров Boeing 787 Dreamliners до тех пор, пока на них не будет проведена самая тщательная проверка пилотских кресел. Претензии возникли после того, как во время полета одной из таких крылатых машин сидение её капитана внезапно накренилось вперед, тем самым … отключив систему автопилота в самолете! Инцидент произошел во время рейса авиакомпании Latam Airlines между Австралией и Новой Зеландией, при этом лайнер «нырнул» в пике на 120 метров, в результате чего десяток пассажиров получили травмы. Также у компании возникли проблемы с лайнером Boeing 777-9 после того, как в ходе испытательных полетов были обнаружены повреждения некоего структурного компонента между двигателем и остальной частью самолета. Машина еще не прошла сертификацию и теперь её выход на воздушные линии вообще под большим вопросом.

Фиаско Starliner можно было бы отнести к категории рутинных неприятностей, неизбежных в таком сложном деле, как покорение воздушного океана или, тем паче, космического пространства, если бы не целый ряд деталей. Данный космический корабль разрабатывать и создавать корпорация начала, как минимум в 2014 году (по некоторым другим данным – вообще в 2010). В это дело были вложены огромные, воистину космические суммы – как утверждают западные СМИ, программа обошлась в 1.6 миллиарда долларов, 125 миллионов из которых потрачены на последнюю миссию, оказавшуюся неудачной. Стоит вспомнить, что первый полет Starliner, состоявшийся еще 20 декабря 2019 года завершился провалом. С тех пор и повелось… Неудачи и сбои буквально преследуют эту программу. Нет, в мае 2022 года кораблю этой серии удалось-таки добраться до МКС, доставив туда 200 килограммов полезного груза. Но вот в пилотируемом режиме Starliner использоваться явно не может.

Эта история – лишь одна из многих страниц не слишком удачной в последнее время «космической эпопеи» Соединенных Штатов. Вопреки раздающимся время от времени из недр NASA заверениям в том, что его астронавты «вот-вот отправятся в новый полет на Луну», реальные сроки этой миссии раз за разом сдвигаются всё дальше и дальше. А это начинает укреплять давно уже имеющиеся сомнения относительно того – а были ли там звездно-полосатые «покорители Вселенной» в первый раз? Даже беспилотная миссия MSR (Mars Sample Return) целью которой заявлено доставка на Землю с Марса 10 пробирок с тамошним грунтом, который должен собрать марсоход Perseverance, насколько это известно, заморожена NASA. Почему? Да потому, что, как подсчитали эксперты из комиссии по вдумчивому анализу данного проекта, он ни в коем случае не может быть реализован в рамках отпущенного на него финансирования в 5 миллиардов долларов. Нужно миллиардов 8-10, а то и больше… Сегодня есть все основания полагать, что первыми на Красной планете покопаются китайцы, собирающиеся провернуть нечто аналогичное и недостатка в средствах не испытывающие. Космос, похоже, становится для США еще одной проигранной гонкой.

5 5 голоса
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x