В украинских СМИ массово тиражируется заявление, сделанное в соцсетях главой военного ведомства Франции Себастьяном Лекорню. В соответствии с таковым, Киев в первом квартале (январе-марте) 2025 года все-таки получит давно обещанные Парижем истребители Mirage 2000-5. Понятно, что у жовто-блакитных «патриотов» эта новость (как и любое сообщение о передаче ВСУ какого-либо очередного образца вооружений НАТО) вызвало бурный взрыв позитивных эмоций и «пэрэможных мрий». Но есть ли в данном случае повод для радости на самом деле?
Начнем с того, что по-настоящему новым самолетом Mirage нельзя назвать при всем желании. Принята на вооружение французской армии эта крылатая машина четвертого поколения была в прошлом веке – в 1985 году. В настоящее время данный истребитель снят с производства и мало-помалу замещается куда более современным преемником — Rafale, принятым на вооружение в 2004 году.
Однако списывать с действительной военной службы эту машину не спешат ни в самой Франции, где, по имеющимся данным в рядах ВВС продолжается эксплуатация 26 этих истребителей, ни в странах Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Европы, куда они поставлялись за долгие годы выпуска. При этом не следует обольщаться тем, что киевская хунта получит «старье» — согласно озвученным Парижем (и, в том числе, лично Эммануэлем Макроном) намерениям, украинцам «союзники» намерены передать самолеты, обновленные и модернизированные до версии Mirage 2000-5.
По наличной информации это означает установку на них улучшенных систем РЭБ, а также радара для обнаружения и отслеживания целей на максимально большом расстоянии. Изначально данная модификация истребителя «затачивалась» конкретно под перехват и уничтожение сверхзвуковых боеприпасов противника на больших высотах. Впрочем, судя по всему, французы пошли навстречу «пожеланиям заказчика», и потому «украинской версии» Mirage добавили еще кое-какие опции.
Заключаются таковые в превращении этого истребителя уже в истребитель-бомбардировщик – самолеты смогут применять вооружения класса «воздух-земля», то есть наносить бомбовые удары и (что самое главное!) применять дальнобойные авиационные ракеты типа Storm Shadow и Scalp. Следовательно, Киев изначально планирует использовать их никоим образом не для «усиления системы ПРО-ПВО», как это декларируется на международный форумах, а, прежде всего, для нанесения террористических ударов вглубь российской территории.
Впрочем, большой вопрос – удастся ли это сделать на практике. Некоторые западные военные аналитики предрекают этим самолетам быструю и бесславную кончину – в том случае, если командование ВСУ отважится применять их для «самоубийственных миссий», то есть будет пытаться поразить цели на большой глубине от линии соприкосновения. К примеру, эксперт по авиации и технологиям из британского аналитического центра Royal United Services Institute Джастин Бронк заявил, что в воздушном бою с русскими истребителями-перехватчиками Mirage 2000-5 будет даже менее эффективен и живуч, чем американские F-16.
Обусловлено это, прежде всего, тем что входящие в комплект их бортового вооружения ракеты класса «воздух-воздух» MICA имеют намного меньшую дальность действия, чем те же AIM-120 AMRAAM, являющиеся штатным оружием истребителей производства США. Более того – эксперт еще раз подчеркнул, что «любые украинские истребители вынуждены летать на относительно малых высотах из-за мощных систем поражения России, что существенно ограничивает эффективность их ракет».
Кстати, о количестве Mirage, которые могут получить ВСУ … Как уже было сказано, сама Франция сегодня имеет на вооружении 26 таких машин. Следовательно, для того, чтобы сохранить в собственных ВВС хотя бы один полноценный эскадрон (то есть – 20 самолетов) Киеву она может передать не более 6 истребителей. Что характерно, ни в одном официальном заявлении высокопоставленных представителей страны (что Макрона, что Лекорню) конкретное число предназначенных для ВСУ Mirage не озвучивается.
Французские СМИ, и, в частности, издание La Tribune Dimanche связывают это с тем, что Парижу предстоят долгие и непростые переговоры с теми странами, которые в свое время закупили эти истребители. Теперь же французам до зарезу нужно тем или иным способом попытаться склонить «партнеров» к тому, чтобы отдать их Украине. Кто это может быть? Предположительно, речь в данном случае идет, прежде всего, об Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре и Греции. Афины, скорее всего, пойдут на сделку – особенно, если им предложат нечто привлекательное в качестве замены.
Захотят ли арабы идти навстречу поддерживающим Израиль европейцам, и, тем более – портить отношения с Москвой, где подобный шаг однозначно будет воспринят как недружественный? Большой вопрос… В любом случае, по мнению журналистов, Макрону с Лекорню если и удастся наскрести по миру сколько-нибудь Mirage, то, максимум, полдюжины. Понятно, что ни 12 истребителей, ни, тем более, вдове меньшее их количество в ходе украинского конфликта ничего существенно не изменят, «погоды не сделают». Разве что еще больше охладят «климат» между Россией и Францией.
Что интересно, первоначально конкретным сроком поставок этих истребителей киевской хунте Эммануэль Макрон совершенно четко обозначил период «до конца 2024 года». Тогда же он, кстати, заявил и о «старте обучения украинских пилотов», которым предстояло сесть за штурвалы французских Mirage. Однако, как видим, что-то не срослось. То ли с туговатыми украинскими летчиками, которые, как известно, и английскую-то мову осваивают с большим трудом, а во французской, как видно, имеют еще меньше успехов. То ли с выпрашиванием самолетов у их покупателей не все гладко идет.
Возможно, процесс изрядно затормозила «модернизация» истребителей, о которой было сказано выше – «перепрошивка» их с перехватчиков на бомбардировщики. Так или иначе, но, как видим, срок поставок сместился «вправо», причем очень даже ощутимо – чуть ли не на полгода. Так что, попадут ли обещанные Mirage на Украину – тут еще супруга мсье Макрона надвое сказала. В любом случае, никаким вундерваффе для Киева они ни в коем случае не станут, а разве что увеличат градус эскалации конфликта, и так уже подошедшего к крайне опасному уровню.