Поговорим о культурке. Именно о культурке, потому что, к большому сожалению, о культуре в наших пенатах разговоры все чаще становятся привилегией закулисья старой интеллигенции, которая помнит еще, что Мёртвые души это не про свору собак и табун лошадей, Иисус Христос не был суперзвездой, картины не пишутся борщом и винегретом, а режиссер это не про эпатаж, распутство и шок-контент, а про разговор души с душой, сцены со зрителем в приглушенном свете рампы.
Музей имени Пушкина в очередной раз в скандале. Туда подъехала очередная культурка, хотя если призадуматься, а выезжала ли она последнее время оттуда вообще? После ухода Марины Лошак с поста директора музея, его возглавила Елизавета Лихачева. И если первая запомнилась нежной любовью к современному искусству (что оно сейчас из себя представляет, мы попробовали изобразить выше) и попыткам опылить им Пушкинский музей — чего стоит одна только лошадь, подвешенная при входе под его потолком, изображающая инсталляцию итальянского художника Каттелана под названием «Баллада о Троцком», которая чучелом бедного коня якобы напрямую отсылает к российскому революционеру Льву Троцкому и символизирует собой крушение новых идеалов (как это все связано, вам предстоит разобраться самим, тут мы — пас, ибо столько не выпьем), и тем, что она является родственницей двух иноагентов, то вторая — Лихачева — запомнится…
О, она запомнится много чем. Опять-таки — к большому сожалению. Лихачеву привела вместо себя Лошак иназвала ее кандидатом, отлично подходящим на должность директора музея: «Я лично знаю Елизавету и считаю, что для музея это будет хорошо», — сказал она. И Лихачева стала директором. По первому образованию юрист, работающая в органах Федеральной миграционной службы, она к 35 годам таки обзавелась дипломом МГУ искусствоведческого направления. Пикантная подробность: когда ее назначили директором Щусевского музея, его коллектив, вооружившись условными пиками и копьями, пошел на нее войной. Сотрудники написали коллективную петицию с просьбой убрать ее с поста директора, поскольку Лихачева может похвастаться отсутствием ученой степени, научного опыта, серьезных публикаций, авторитета и уважения среди коллег и присутствием выговоров, нарушением дисциплины, неэтичным поведением и плетением интриг. Сама же Лихачева на предложение стать директором Щусевского музея отвечала так: «Вдруг выгорит? А если не выгорит, будет хороший экспириенс«.
И вот теперь «экспириенс» выгорает в Государственном музее имени Пушкина. В марте 2023 года он был, например, с участием Иосифа Сталина. В качестве экспириенса Лихачева сравнила его с Микки-Маусом, потому что ей показалось, что покойный лидер СССР является предметом поп-культуры.
Люди сидят на полном серьезе обсуждают смерть Сталина. Граждане, вы там совсем что ли кукухой поехали? Вообще больше обсудить нечего?.. Он для нас предмет поп-культуры, как Микки Маус… Я приверженец очень простой позиции: он сдох. Все. Проехали. Мы не можем мерить нашу сегодняшнюю жизнь Сталиным. Это смешно просто. Почему не Иваном Грозным? Еще Петр I был тоже такой сомнительный персонаж.
В том же марте того же 2023 года Лихачева в запрещенных соцсетях очень интересовалась по какой такой причине Земфиру* сделали иноагентом и почему люди, которые сами нарушают закон, этот закон и утверждают, и предупредила, что Россию погубят не козни врагов, а глупость ее защитников.
И вот новый скандальчик от культурки. Недавно «Кафе Пушкинъ» имел честь праздновать свой день рождения. Елизавета Лихачева была среди гостей, одетая в очень своеобразный наряд. Брючки, пиджачок и футболочка. На футболочке крупными буквами было написано: I don’t need sex. The art world duck me every dаy. Если вы в слове «duck» поменяете первую букву на «f», то получите аутентичную надпись (мы немного сгладили, потому что даже в английском варианте, это знаете ли…). Ну и с переводом, мы полагаем, вы тоже легко справитесь сами.
Реакция общественности, как вы понимаете, не заставила себя ждать. Кто-то крестился, приговаривая «свят-свят, упаси нас боже от такого директора», кто-то просто брызгал экран святой водой. Но Лихачевой это все до одного места, до того, куда art world duck её every day.
Мне кажется, что попытки раздуть из этого какой-то вселенский скандал абсолютно несостоятельны… Музей работает — это почему-то никого не интересует. А вот почему директор в свободное от работы время ходит по ресторанам, всех интересует. Это просто нелепо
Как думаете, стоит ей сказать, что ее прогулки по ресторанам нас вообще не колышут, а колышут нас немного другие вещи? Или в даном случае: если надо объяснять, то не надо объяснять? Когда твой этический корсет погнут и когда он уже не способен поддерживать тот культурный стержень, который делает из тебя интеллигентного человека, мы получаем Лихачевых. Попсу на минималках от культурки.
* — иноагент