Многие из российских представителей шоубизнеса за последнее время увеличили свои гонорары в несколько раз, и эти суммы исчисляются в миллионах. Говорят, у всего есть своя цена. Кто сколько стоит? Соизмерима ли сумма в денежном эквиваленте выхода на сцену певца с исполнением одной композиции и, скажем, оплаты рабочего дня хирурга в городской клинической больнице? Например, та же певица Глюкоза за выступление в Красноярске на Дне металлурга, будучи перед зрителями в течение нескольких минут в неадекватном состоянии, получила за него около 5,5 млн рублей. Сколько нужно работать хирургу в обычной ГКБ, чтобы заиметь на кармане такую же сумму? И что с ним было бы, если бы он пришел на свое рабочее место в подобном состоянии? И это мы еще не ушли в сравнение полезной деятельности каждого из них для общества в целом.
Сегодня «звезды» шоубизнеса имею возможность оценивать свои выступления самостоятельно, исходя из собственной значимости, популярности и востребованности, и верхняя планка гонорара теперь зависит только от адекватности или неадекватности их самих. Потек, допустим, у кого-нибудь певца чердак от головокружительной славы — цена на него улетела в стратосферу. Да, в этом моменте времени ты можешь быть очень популярным, нарасхват, и это, конечно, корректирует прайс на твою персону, но зачастую это коррекция до абсурдного некорректна, поскольку шоубизнесмен совершенно теряет связь с реальностью и считает деньги миллионами, как копейки, отбрасывая для удобности нули.
В СССР, как мы помним, все решала ставка Госконцерта. Она делила певцов на три категории: высшая оплачивалась по цене от 13 до 19 рублей за концерт, средняя в 5 рублей и низшая в 3 рубля. По воспоминаниям Эдиты Пьехи, артистам камерных жанров платили больше. И когда у нее концертная ставка была 19 рублей, у Людмилы Зыкиной, например, 33 рубля. И ей, как народной артистке, выплачивали до трёх ставок за концерт. У певцов, имевших звание «народных», ставки в принципе были выше, как у того же Муслима Магомаева или Иосифа Кобзона. Были и черные схемы, но за них могло последовать серьезное наказание, и мы сейчас не про них.
Перестройка все это дело отменила и выступления начали считаться по рыночной стоимости. Той же Эдите Пьехе в конце 80-ых платили за концерт 100 рублей, а в начале 90-ых уже по 2-3 тысячи. Пугачева за одно выступление могла заработать 15 тыс, но для этого надо было собрать 15-тысячный зал. И он зачастую набирался, а концертов в день могло быть не один, а два.
Сейчас же доходами звезд правят в основном корпоративны, на которых шоубизнесмены зарабатывают львиную долю от своих доходах. Некоторые уехавшие от нас «небожители» освободили занятую ими нишу, а свято место пусто не бывает. Поэтому оставшийся творческий народ быстро срубил фишку и взвинтил стоимость за приглашения себя на частные вечеринки, цена за которые варьируется сегодня от 3,5 до 6 млн рублей. Скажете, зависть? Отнюдь. Элементарное непонимание в распределении оплаты за КПД трудящейся единицы. Лично мы, грубо говоря, без песен обойтись сможем, а вот без дяди Пети-сантехника или без дяди Юры-электрика — нет. Будем сидеть без света по колено в нечистотах. Зато с музыкой.
Несмотря на то, что Ольга Бузова оскандалилась недавно на выступении в Уфе, представ пред зрителями в неподобающем сценическом наряде, гонорар снижать даже и не думает и за оно выступление берет от 4,5 млн рублей, что на миллион больше, чем в прошлом году.
Сергей Шнуров с группировкой «Ленинград» приостановил, как пишут СМИ, участие в публичных концертах, но отнюдь не на корпоративах, его можно приватно послушать за более чем 20 млн рублей.
Группа IOWA со своими двумя хитами «Это не шутки мы встретились в маршрутке» и «Улыбайся» споет их на чьем-то личном междусобойчике за каких-то 2,5 млн рублей. А несколько лет назад такса на группу была около 600 тыс. Дискотека Авария всплыла из небытия и подняла свой прайс до 5 млн…
И если раньше все это заказывали крупные холдинги и мегакомпании, политики и крупные бизнесмены, то сейчас они затаились, и на передний план выплыли их жены и другая многочисленная родня, так что, мы думаем, спрос на «ля-ля-ля» как был, так и остался, де-юре поменялись только заказчики.
Кстати, недавно приезжавший с частным визитом в Москву рэпер Канье Уэст запросил за концерт в столице порядка 430 млн рублей. Так что нашим селебрети есть куда стремиться.
А в заключении всего этого приведем слова бывшей солистки группы «Тутси» певицы Ирины Ортман:
«Публика имеет право на всё. Мы, артисты, как и политики, – слуги народа. Это выражение не любят артисты, но я скажу: мы обслуживающий персонал. Мы развлекаем народ, и никакие мы не звёзды. Если кто-то думает, что он звезда, то глубоко заблуждается. И если они, многие артисты, я знаю, прячутся за очками и боятся, что их узнают, мне кажется, это тоже о том, они сами себе врут. И публика не прощает, как мы знаем».
И здесь мы с ней согласны на все 100 процентов.