• Пт. Окт 18th, 2024

Rogandar NEWs

Новости, факты, события

Как Сталин и Берия с немцами «Большой вальс» станцевали

Автор:Александр Неукропный

Июл 19, 2024

80 лет назад — 17 июля 1944 года состоялось грандиозное мероприятие, вошедшее в официальные документы под названием «конвоирование военнопленных немецко-фашистских захватчиков по Москве», в оперативных документах НКВД зафиксированное как операция «Большой вальс», а в народной памяти оставшееся «парадом побежденных». Сказано и написано о нем было много – однако, настоящей правды о «Большом вальсе» мы практически не знаем. 

Что побудило руководство СССР к такому нетривиальному, достаточно затратному и при этом в определенной мере рискованному шагу? По основной версии, бытующей в официальной историографии, «Большой вальс» был необходим Советскому Союзу для того, чтобы еще раз подчеркнуть масштаб сокрушительного разгрома Вермахта, осуществленного в рамках блестящей операции «Багратион», начавшейся 23 июня 1944 года и на момент проведения московского «парада побежденных» еще продолжавшейся, пусть и в своей завершающей стадии. 

В ходе этой масштабнейшей серии сражений, относимой военными историками к числу «величайших битв всех времен и народов», немецкая группа армий «Центр», фактически, прекратила свое существование – Красная армия оставила от нее, что называется мокрое место. Вражеские потери в ходе этого воистину эпического побоища были ужасающи. Одних только генералов в плен угодило 21, что составляло чуть ли не половину чинов Вермахта такого уровня!

Вполне ожидаемо в стане наших «союзников» известия о столь ошеломительных победах Москвы восприняты были далеко не однозначно. В некоторых западных СМИ нашу страну принялись прямо обвинят в преувеличении мощи и доблести своей армии. Особенно закономерно подобная реакция смотрелась в силу того, что у высадившихся примерно в то же самое время (6 июня 1944 года) в Нормандии британцев и американцев дела шли далеко не так хорошо – и это несмотря на то, что наиболее боеспособные части Вермахта в этот момент отчаянно пытались остановить РККА на Восточном фронте. 

За первые несколько недель их «победоносного наступления» немцы успели только в плен нахватать больше 20 тысяч «освободителей Европы» и решили … прогнать их с позором по Парижу. Когда? Да 17 июля 1944 года! Отсюда нам становится ясно – дата «Большого вальса», на который были приглашены представители всех союзных СССР государств была выбрана отнюдь не случайно. 

В тот самый момент, когда по столице Франции гнали американцев, англичан и канадцев (между прочим осыпаемых плевками и побоями местных жителей, тех самых, что несколько месяцев спустя будут чуть ли не целовать траки американских танков), Сталин демонстрировал представителям США, Британии и Франции нескончаемый поток понуро бредущих по сияющей Москве разгромленных гитлеровцев. 

Была, безусловно, и еще парочка моментов. Красная армия к тому времени очистила от оккупантов советскую землю. Однако, Верховный прекрасно понимал, что эта война должна завершиться в Берлине. Вернее, на его дымящихся развалинах, над которыми должен развиваться непременно красный флаг. Однако, понимал он и другое – платой за Победу неминуемо станут еще сотни тысяч жизней наших солдат и офицеров, дальнейшее предельное напряжение всех сил тех, кто денно и нощно трудился в тылу. 

Людям нужно было напомнить о том, как верхушка Третьего рейха хвастливо обещала устроить парад своих головорезов в Москве. И именно убогий, жалкий, но тем не менее, вполне реальный «призрак» пришедшей убивать нас в 1941 году орды в виде шагавших по улицам столицы при всех наградах и регалиях нацистских генералов и замыкавших шествие босых «сверхчеловеков» в замусоленных кальсонах годился для этого как нельзя лучше. Враг бит, унижен и несет справедливое возмездие!

Автором идеи «Большого вальса» исследователи чаще всего называют именно Лаврентия Берию. Хотя, вполне возможно, что авторство тут двойное – мысль могла прийти в голову Иосифу Виссарионовичу после доклада руководителя НКВД о получении разведданных относительно готовящегося немцами «шоу» в Париже. В том, что две эти даты взаимосвязаны самым тесным образом лично у меня сомнений нет ни малейших.

 Вообще говоря, за «Большим вальсом» стоит не просто огромная, а титаническая работа, проведенная советской разведкой и контрразведкой, где львиная доля явно приходится на ведомство Лаврентия Павловича. Откуда такая уверенность? Ну, прежде всего, в силу того, что как раз оно занималось всем, что касалось военнопленным и только его «спецы» могли дать четкий и однозначный ответ на главный вопрос: не приведет ли воистину гениальная задумка к роковым последствиям. 

Дело было не в июле 1945-го, после нашей Победы над Третьим рейхом, а на год раньше. Ни Вермахт, ни нацистская партия, ни бесноватый фюрер сломлены еще не были. Драться они намеревались до конца – и, как показали последующие события, свое намерение выполнили. И вот, в этот момент одна из воюющих стран впускает в собственную столицу без малого четыре пехотных дивизии противника! Напомню, среднестатистическая дивизия немецкой армии насчитывала примерно 17 тысяч человек, в «Большом вальсе» были задействованы более 57 с половиной тысяч пленных нацистов. 

При этом сознательно была нарушена норма, строжайше соблюдающаяся всегда и всеми – отделение рядового состава от командиров, способных даже в плену составить грамотный план побега или бунта, воодушевить своих подчиненных на активные действия и возглавить их.  В колоннах «парада побежденных» по столице шагали не только немецкие оберсты и полковники, но и генералы! 

Сотрудники НКВД обязаны были на все 100% увериться в том, что собранные в громадную массу в сердце нашей столицы гитлеровцы не почувствуют себя силой и не попытаются «взбрыкнуть». Остается только догадываться, каких масштабов была развернута агентурно-оперативная работа по изучению настроений среди пленных. Ни малейших проблем с шагавшими по Москве нацистами не возникло. Они были покорны судьбе целиком и полностью.

Имелась, впрочем, и другая опасность – если бы находившиеся в рядах зрителей рядовые москвичи не совладали с собственными эмоциями, дело могло бы закончиться кровавым побоищем. Да, каждый разорванный на мелкие кусочки оккупант получил бы при этом ровно то, что заслуживал, но репутация нашей страны на международном уровне испорчена была бы безнадежно. О том, что было бы, начни конвоировавшие фашистов бойцы НКВД применять ради их защиты от разъяренной толпы грубую силу, а то и оружие, и говорить нечего… 

 Во многом предотвращению эксцессов способствовало то, что объявлено по московскому радио о предстоящем позорном шествии было только в 7 утра дня его проведения. Тогда же вышел номер газеты «Правда», где дублировалось «информационное сообщение начальника милиции Москвы» о готовящемся конвоировании. В нем жителям столицы предписывалось «не допускать каких-либо выходок» в отношении пленных. Таковых и не последовало. Москва, по большей части встречала и провожала плетущуюся по ее улицам нацистскую нечисть молчанием. И молчание это показалось немцам страшнее любых выкриков, ибо было оно воистину гробовым…

Организация «Большого вальса» была безупречной. Прежде всего, подготовка к нему проводилась в обстановке глубочайшей секретности. О готовящемся «параде» даже в Кремле, штабе Московского военного округа и НКВД знали далеко не все, а только лишь те, кому было необходимо. Многие непосредственные исполнители до конца не понимали смысл выполняемых действий, но работали, как всегда четко, подобно частям часового механизма. 

Лаврентий Берия и его подчиненные лишний раз показали – мелочей для них не существует. Для будущих «парадных колонн» пленных набирали не абы как, а лишь после тщательного медосмотра — каждый кандидат должен был передвигаться самостоятельно, выглядеть внешне здоровым. Еще не хватало возиться с падающими в обморок фрицами или того, чтобы вид их вызвал у кого-то обычную человеческую жалость к убогим и калекам! Такой медосмотр проводился дважды – как в лагерях, где изначально отбирались пленные, так и на станциях Белорусская-товарная и Беговая, куда их свозили.  

 О качестве его проведения свидетельствует то, что из почти 57 тысяч «танцоров» проходившего в жаркий летний день «Большого вальса» медицинскую помощь пришлось оказывать всего четырем. Мучить пленных никто не собирался – по прибытию в Москву им подвезли вдоволь воды. Однако «вдоволь» означало лишь то, что пить можно было сколько угодно – но не мыться, бриться или как-то еще приводить себя в приличествующий военному вид. Тут уж – нет… 

«Арийцам» предстояло предстать перед теми, кого они объявили «недочеловеками» и обрекли на тотальное уничтожение в своем истинном обличье – сломленных и жалких побежденных. Зато накормили фрицев, что называется от души! От всего русского хлебосольства – наваристой кашей, добавив к ней хлеба и сала. И вот как раз с этим впоследствии вышла серьезная неувязка.

Во всех без исключения воспоминаниях о «Большом вальсе» фигурируют в качестве весьма характерной детали поливальные машины, которые шли за немецким строем, заливая потоками воды московские мостовые. В этом все авторы видят «символическое смывание фашистской грязи с советской земли». Символика была. Причем даже двойная – если кто забыл, на Руси пол в доме испокон веков моют за покойником… 

Однако имелась и вполне реальная грязь – многих «завоевателей», сдуру обожравшихся того самого сала, за которым они приперлись к нам в 41-м прежестоко подвели желудки. Сказалось, очевидно и нервное напряжение – чуть ли не все гитлеровцы, узнав, что попали в Москву были твердо уверены, что русские привезли их в столицу для какой-то чудовищной массовой публичной казни. Особенно сильно эту уверенность подпитывало осознание того, что именно такого исхода они, по большому счету, и заслуживали. 

Так что поливальные машины после шествия, которое многие москвичи тут же окрестили «поносным маршем» были более, чем уместны. Как и раздававшиеся периодически выкрики конвойных бойцов НКВД (на чистейшем языке Гете и Шиллера, между прочим): «Где же хваленая культура немецкого народа?» Издевательство, скажете? Нет – заслуженный позор, не более. Кстати говоря, осрамились в тот день не только представители Германии. 

Еще одна деталь, запомнившаяся большинству очевидцев «Большого вальса» — стоявший над идущими по Москве немецкими колоннами нелепый и смехотворный звон консервных банок. Нет, им их не навязывали специально в качестве издевательства – просто фрицы использовали жестянки как посуду для еды и питья. Однако при прохождении в колоннах звуковой эффект создавался, как от коровьего стада.

Да, собственно говоря, стадом они на тот момент уже и были – опустившиеся, утратившие воинственную уверенность в том, что им принадлежит право решать: кому жить на этой земле, а кому нет, оборванные, небритые, с пустыми глазами, а кое-кто с заискивающими улыбочками на физиономиях. 

Ах, да… Почему именно «Большой вальс»? Так назывался очень популярный в СССР с конца 30-х годов американский музыкальный фильм о жизни Йогана Штрауса. К примеру, Иосифу Виссарионовичу он очень нравился и пересматривал он эту картину, в которой не было никакой войны, а только красивая музыка и любовь, неоднократно. Возможно, Берия предлагая такое кодовое название решил чисто по-человечески сделать приятное Верховному. Ну, и намек союзникам – как же без этого… 

Перед вами – отрывок одной из глав новой книги Александра Неукропного «Война оболганная, война забытая» То, что вы вряд ли знаете о Великой Отечественной…              Скоро на «Литрес»!

5 1 голос
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x