Всем прекрасно известно, что одним из главных орудий, обеспечивавших «мировое доминирование» Соединенных Штатов на протяжении последних десятилетий, выступали мощнейшие военно-морские силы, которые были способны «осуществить проекцию силы» практически в любой точке нашей планеты и в любое время. Ну, а называя вещи своими именами – обеспечить доставку «демократии в тротиловом эквиваленте» в те страны, которые не пожелали бы выполнять требования и удовлетворять претензии звездно-полосатых «властителей» планеты. Попробуй-ка перечить чудищу-гегемонищу, если в своих лапищах оно сжимает смертоносные «дубины» авианосных ударных групп (АУГ) – стаи боевых кораблей, сгруппированные вокруг красы и гордости американского флота – атомных авианосцев.
Именно эти громадные корабли с размещенными на них многоцелевыми истребителями-бомбардировщиками играли и играют роль основного инструмента устрашения, а, если придется – и «вразумления» строптивых, посмевших перечить господам из «сияющего града на холме». С их палуб поднимались стаи стервятников, терзавших Югославию, Ирак, Афганистан, Ливию, Сирию, Йемен… Сегодня же использование ударной мощи военного флота приобретает для американцев особое значение — ведь и в Пентагоне, и в Белом доме ужа давно не скрывают, что видят наиболее вероятным противником в будущем военном конфликте Китай. Поднебесная вовсе не собирается нападать на США. Следовательно, «гегемону», в очередной попытке отстоять собственные драгоценные «жизненные интересы», почему-то простирающиеся на весь земной шар, придется вести боевые действия очень далеко от родных берегов – в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А силенок-то на это хватит? Вот тут как раз и возникают самые глубокие сомнения, порождаемые реальной картиной состояния ВМС США.
Да, на сегодняшний день Соединенные Штаты обладают самым большим в мире количеством авианосцев и соответствующим числом боевых кораблей. Однако, дальше начинаются сплошные нюансы – и не самые приятные для американцев. Во-первых, если брать в целом, их военный флот — уже не самый крупный в мире! Да, да, да – неугомонные китайские товарищи, умудрившиеся ввести в строй ВМФ НОАК более 370 кораблей различных классов и типов, уже несколько лет, как отобрали пальму первенства у звездно-полосатеньких. Мало того, согласно подсчетам от профильных экспертов в самих США, при сохранении нынешних темпов спуска на воду всё новых судов, Пекин уже в самое ближайшее время получит флот в 450 вымпелов, переплюнув таким образом не только американцев, но и тех их ближайших союзников, с которыми китайским товарищам приходится считаться – морские силы самообороны Японии. То есть и Токио, и Вашингтон, даже полностью объединив флота, будут уступать в численности военных кораблей Поднебесной.
Правда, военные аналитики на Западе пытаются найти утешение в том, что ВМС США и Японии якобы «более высокотехнологичные» и «продвинутые», чем китайские. Вопрос достаточно спорный, но допустим… Однако тут мы вынуждены припомнить этим «умникам» уже следующий нюанс. Во-вторых, против американцев и их союзников работает то, что в случае гипотетически возможного «морского боя» корабли под звездно-полосатыми флагами вынуждены будут сражаться с весьма многочисленным противником в крайне невыгодных для них условиях. А именно: вдали от своих доков и ремонтных баз, опорных пунктов снабжения и обеспечения. В отличие от китайских товарищей естественно. Что это означает? Прежде всего то, что корабль ВМС США получив достаточно серьезные повреждения и оставшись при этом на плаву, вынужден будет «ковылять», если уж получится, как минимум до ближайшей тихоокеанской базы – знаменитого Перл-Харбора или Гуама, к примеру.
А то и вовсе держать неблизкий путь аж к самому западному побережью США. Китайское же судно в подобном случае попросту «нырнет» в ближайший порт и очень быстро окажется на одной из судоверфей Поднебесной, коих насчитывается на сегодня около двух десятков. И, кстати, работают они, благодаря огромному промышленному и экономическому потенциалу Китая намного быстрее, и продуктивнее, чем аналогичные американские предприятия. Это следует хотя бы из сопоставления количества кораблей, спускаемых ежегодно на воду в двух странах. Кто-то может возразить: а зачем поврежденному эсминцу или корвету ВМС США тащиться через океан, если буквально под боком имеются базы и судоремонтные предприятия тех же Японии и Южной Кореи? Да неужто ближайшие союзники не помогут американцам? Они-то помогут – вот только следует учитывать, что все подобные объекты, если уж дело дойдет до нехорошего, скорее всего, станут объектами для первоочередных атак ракетных войск и боевой авиации НОАК, находясь в самой непосредственной досягаемости для нанесения таковыми массированных и постоянных ударов.
С другой стороны, можно предположить, что Соединенные Штаты наверняка попытаются скорректировать проигрышную для себя ситуацию использованием тех «козырей», с упоминания которых мы, собственно, и начинали свой разговор. То есть, пустят в дело собственные мощные АУГ, по количеству которых Поднебесную они опережают совершенно однозначно. Еще бы – ведь в Китае относительно недавно (летом 2022 года) спущен на воду лишь третий по счету авианосец – «Фуцзянь». США же имеют в распоряжении 11 атомных авианосцев, 10 из которых относятся к классу «Нимитц» и еще один является представителем уже новейшего семейства таких кораблей — класса «Форд». Так-то оно так, но… Да, да – на сей случай имеется и «в-третьих». В реальности ВМС США могут отчитаться о готовности выполнить любой боевой приказ лишь пяти, в лучшем случае – шести АУГ. Остальные в это время вынуждены находиться в портах приписки и доках для проведения технических, ремонтных и регламентных работ, отдыха, пополнения и переобучения личного состава. Пять против трех – звучит уже далеко не так грозно, не правда ли? Опять же, вернувшись несколько назад, напомним, что действовать этим плавучим громадинам придется вблизи берегов Китая, то есть в регионе, где они окажутся в буквальном смысле под прицелом всего комплекса противокорабельных вооружений, имеющихся в распоряжении НОАК. Да и Российской армии тоже – ведь далеко не факт, что в случае возникновения в довольно-таки непосредственной близости от наших рубежей военного конфликта таких масштабов, наша страна останется в стороне от него. Авианосец – не цель, а просто мечта. Особенно для гиперзвуковых ракет, которые имеются в арсеналах товарищей что из Китая, что из Северной Кореи. Последние уж точно не упустят шанса поучаствовать в таком знатном веселье и задать жару «американским империалистам».
Опять же, все приведенные выше резоны и выкладки актуальны на день сегодняшний. А что будет далее? Судя по всему, ничего позитивного для Соединенных Штатов. Да, в колоссальном военном бюджете страны на 2025 финансовый год (850 миллиардов долларов) на нужды ВМС заложены более 257 с половиной миллиардов. Да это ж почти как все финансирование НОАК! Но в том-то и штука, что львиная доля этой громадной суммы будет израсходована на такие прозаические вещи, как текущее обслуживание уже имеющихся кораблей, срочный ремонт и модернизацию американских доков и верфей, ныне находящихся в изрядном упадке. Для понимания – содержание одного только «суперсовременного авианосца» обходится в миллионы долларов. Его старшие «собратья», впрочем, если и требуют меньших сумм для поддержания боеспособности, то ненамного. Опять же – зарплаты морякам и техническому персоналу, прочие аналогичные траты. Что же остается на попытки «догнать и перегнать» Китай? Собственно, на судостроение Пентагон планирует потратить в 2025-м лишь около 32 с половиной миллиардов долларов, что почти на полмиллиарда меньше ассигнований года предыдущего. 14 миллионов из таковых уйдут на затянувшееся до неприличия создание «новейшей и перспективной» АПЛ стратегического назначения класса Columbia. Неудивительно, что сроки постройки и сдачи следующих авианосцев класса «Форд», многоцелевых АПЛ класса «Вирджиния» откладываются на год, два и более. Многие другие проекты, такие, к примеру, как создание перспективного палубного истребителя для авианосцев на замену морально устаревшим F/A-18 Super Hornet и вовсе «ставятся на паузу», «зависают в воздухе» и превращаются в очередной пентагоновский «долгострой».
А флот стареет, приходит в упадок. Продлевать срок службы боевых кораблей до бесконечности, пусть даже и проводя их модернизацию, невозможно. В 2025 году не просто покинут ряды ВМС США, а отправятся на металлолом два десятка «военных пенсионеров» из его состава. Два ракетных крейсера, скоростные десантные катера, вертолетно-десантные суда… Самое обидное для американских адмиралов заключается в том, что в очередь на списание попали и два корабля из когорты «литоральных», полученные флотом лишь в 2015 и 2016 годах. Их ходовые установки оказались спроектированы и созданы с такими дефектами, что эти посудины проще, разумнее и дешевле отправить в утиль, чем пытаться держать на плаву. Таким образом в 2025 году в ВМС США в строю останется, максимум 287 реально годных на что-то боевых кораблей и вспомогательных судов. А никак не 350, о чем в Белом доме и Пентагоне мечтали еще недавно. Да и личный состав флота сократится на 15 тысяч человек, как минимум. Китай же продолжает наращивание военно-морского потенциала и темпы в этом важном для безопасности государства деле снижать явно не собирается.
В Соединенных Штатах сегодня вовсю выдвигается идея принятия в пожарном порядке некоего «Закона о кораблях», аналогичного по своей сути и целям утвержденному в 2022 году Конгрессом США «Закону о чипах». Там призывают как можно скорее бросить все силы и средства на возрождение и модернизацию судостроительной, а также судоремонтной отрасли, научные разработки и подготовку кадров по соответствующим направлениям. Мысль, возможно, и здравая, но, будем откровенны, слишком уж запоздалая. Уверовав в неизменность собственного статуса «владык морей и океанов» и почивая на лаврах «великой авианосной державы», американцы сами не заметили, как проиграли игру в предполагаемый «морской бой» с потенциальным противником. А уж в настоящие сражения им теперь точно лучше не вступать.