Александр Неукропный
Киев вот-вот начнет праздновать очередную «пэрэмогу» — в различные СМИ просочилась информация о том, что Украине от компании Lockheed Martin поступило предложение, от которого, как говорили итальянские мафиози американского розлива, «невозможно отказаться». Заокеанские «партнеры», надежда и опора «нэзалэжной» выразили готовность осчастливить ее истребителями 4 поколения F-16 Block 70/72 собственного производства. Можно – новенькими, за совершенно бешеные деньги. Можно потасканными и ушатанными, которые в США специально для такого дела «модернизируют», то есть подлатают и перекрасят, содрав за это самую малость поменьше. Но главно, «славные украинские соколы», наконец-то смогут полностью и окончательно «декоммунизироваться», избавившись от «проклятого советского прошлого» в виде истребителей МиГ-29 и Су-27. Уж они их гробили-гробили, не жалея сил, но, по непроверенным слухам, парочка машин, выпущенных советским военно-промышленным комплексом на всю «нэзалэжную» еще способна оторваться от земли.
Ни о каком ремонте и нормальном техническом обслуживании этих машин на Украине речь, конечно же, идти не может в принципе. Ведь все запчасти и комплектующие к ним сегодня производятся исключительно в России, объявленной Киевом «агрессором». Еще совсем чуть-чуть и тамошние асы смогли бы совершать полеты разве что с крыши штаба собственных ВВС, достигнув соответствующей степени опьянения. Однако, как видим, подоспела помощь «союзников», так долго снабжавших ВСУ всяким списанным военным хламом, но тут, наконец, решившихся на что-то серьезное. Впрочем, может в Киеве по своему обыкновению выдают желаемое за действительное? Или это – частная инициатива воротил из Lockheed Martin, которым совершенно все равно, куда и кому сбывать собственные неликвиды – хоть украинским туземцам, хоть африканским? Увы, вряд ли дела обстоят именно таким образом. Подобного рода сделки в Соединенных Штатах в совершенно обязательном порядке согласовываются «на самом верху» — в Конгрессе, Госдепе и Белом доме. Следовательно, добро от вашингтонской администрации, скорее всего, получено. Как минимум – предварительное.
Ну, а что касается реалистичности подобных планов, как таковых, то тут нам стоит обратиться к не такой уж и давней публикации, появившейся на портале очень интересной американской организации — Atlantic Council. То, что этот «аналитический центр», со штаб-квартирой в Вашингтоне, в настоящее время причисленный в России к «нежелательным организациям», изначально создавался при НАТО и для НАТО, общеизвестно. Не является секретом и то, что озвучиваемые его «экспертами» и «аналитиками» идеи неизменно являются отражением мнений и намерений властей Соединенных Штатов и заправил Североатлантического альянса. Поэтому к опубликованной в апреле нынешнего года на официальном сайте данной, предельно враждебной нашей стране организации статье старшего научного сотрудника Института исследований внешней политики (Foreign Policy Research Institute) Стивена Бланка изначально следовало отнестись со всей серьезностью.
Собственно говоря, главный смысл написанного становится ясен уже из заголовка: автор предлагает «поставить Россию на место» путем «перевооружения Военно-воздушных сил Украины». Как несложно догадаться, пересадить ее летчиков предлагается исключительно на американские боевые самолеты. Также не вызывает ни малейших сомнений и то, что мистер Бланк является не только самым, что ни на есть отъявленным русофобом, но, при этом, еще и совершенно бессовестным вралем. «Научный сотрудник» лжет напропалую, вдохновенно и не краснея. К примеру, расписывает, как «украинские ВВС на Донбассе смогли нанести непосильные потери российской гибридной армии, которая состояла из регулярных военных, наемников и местных коллаборационистов, своими ударами уничтожая большое количество российских солдат»! Поверьте, тут ничего не преувеличено – это дословная цитата из статьи. Да где и когда такое было?! Стервятники Киева если по кому и наносили свои подлые удары, то только по мирному населению донбасских Республик! А вот их самих республиканцы лупили так, что только поганые перья летели. Однако, у Бланка и этому имеется более, чем своеобразное объяснение – оказывается «многие самолеты ВСУ были уничтожены российскими системами ПВО, тайно переброшенными на Донбасс». Одна из них и сбила малайзийский лайнер МН-17 – Бланк точно знает. Наверное, сам видел…
Впрочем, мы с вами отвлеклись от главного – после перечисления «славных побед» ощипанных украинских «соколов» американец, наконец, переходит к делу. Он горько сетует на то, что в стране «осталось мало пригодных к эксплуатации самолетов» (при этом все равно завышая число таковых раз эдак в десть), да и те, по признанию украинского главкома ВВС не позднее 2030 года развалятся окончательно. По мнению Стива Бланка решить эту досадную проблему – легче легкого. Достаточно, как он пишет, «вскрыть ангары Группы аэрокосмического обслуживания ВВС США, в которых полным-полно законсервированных F-16C», пылящихся без дела. Вот их-то и нужно в срочном порядке передать Украине – пусть выставит их против русских! В конце концов, настаивает Бланк, можно не пожмотиться и «отсыпать» дорогой его сердцу «нэзалэжной» даже новеньких F-16 или F-15 с «умным» вооружением и крылатыми ракетами типа JASSM. Десятки самолетов! Сотни! Пусть украинцы, наконец, запугают русских и заставят «заплатить высокую цену» за то, что они не хотят превращать свою страну в колонию США.
В апреле месяце транслируемые Atlantic Council измышления казались бредом психически неуравновешенного человека, по которому горючими слезами плачет соответствующее медучреждение. Однако сегодня все это выглядит несколько иначе. Соединенные Штаты, как оказалось, действительно рвутся начать поставки боевой авиации на Украину. Вполне возможно, что во главе угла тут и вправду стоят бизнес-интересы концерна Lockheed Martin. Причины тому очевидны, и первая среди них – грядущая и совершенно неизбежная замена истребителей F-16 Fighting Falcon на более новые боевые машины в самих ВВС США. Назвать этот самолет «старой рухлядью» несмотря на то. что разработан он был еще в 70-е годы прошлого столетия, а на вооружение Пентагоном принят в 1979 году, не рискнет, пожалуй, никто. Около пяти тысяч таких машин более или менее успешно несут службу в вооруженных силах различных стран мира по сей день, причем абсолютное их большинство (около трех тысяч) было произведено Lockheed Martin как раз на экспорт. Впрочем, в самой американской армии срок службы F-16, который должен был завершиться в 2025 году, вынужденно продлили на целую четверть столетия. Отлетавшим изначально заложенный в них моторесурс в 8 тысяч часов истребителям предстоит оставаться в строю, поскольку альтернативы им не имеется – планировавшийся в качестве замены «самый современный» F-35 от все той же Lockheed Martin оказался невероятно дорогостоящей и капризной «пустышкой», принимать которую на вооружение в массовом порядке Пентагон отказывается категорически. Однако же и увеличивать до бесконечности продолжительность эксплуатации «ветеранов» тоже невозможно. В военном ведомстве США уже заявили о запуске специальной научной программы, целью которой является поиск для них нормальной замены.
Вот в Lockheed Martin и беспокоятся – а вдруг новый контракт достанется не им? После грандиозного провала с «Молнией» все может быть. Опять-таки, что-то подсказывает, что на сей раз утверждая смету на новый истребитель высокие чины из Пентагона будут торговаться буквально за каждый цент. И тут уж не разгуляешься… Поэтому желание Белого дома «выразить действенную поддержку территориальной целостности Украины» и «поспособствовать укреплению ее работоспособности», выражаемое приближенными к вашингтонской администрации СМИ во вполне конкретных формах с авиационным «уклоном», приходятся для одной из крупнейших корпораций американского ВПК как нельзя кстати. Каких истребителей желаете? Только что сошедших с конвейера, или, говоря словами бессмертного Остапа Бендера, «малопоношенных»? Предоставим любые – только платите!
Но вот как раз с этим вопросом дела у Киева обстоят, очень мягко говоря, далеко не блестяще. Стоимости всего лишь восьми (а никаких не «десятков» или тем более, «сотен») истребителей F-16 в миллиард с четвертью долларов ужаснулись даже входящие в Евросоюз болгары. Заключенную сдуру сделку на их приобретение «затормозил» лично президент страны, совершенно справедливо рассудивший, что американские «союзники» нацелились содрать с нее три шкуры. Откуда сопоставимые, а то и в разы большие (учитывая периодически оглашаемые военно-воздушные аппетиты Киева) средства возьмутся в стране, увлеченно и очень успешно доламывающей остатки собственной экономики, представить себе невозможно. Так ведь сами самолеты – это еще даже не полдела. «Умное оружие», которым так восхищается в своей статье Стивен Бланк, «потянет» на очень и очень крутые суммы. Обслуживать «заморские гостинцы» придется с привлечением специалистов все той же Lockheed Martin и покупая у нее отнюдь не дешевые запчасти и комплектующие. Всю аэродромную инфраструктуру для их содержания и эксплуатации украинцы также будут вынуждены перестраивать целиком и полностью, а пилотов – переобучать. И за все это – платить, платить и еще раз платить. Причем, понятно, не в никому не нужных гривнах, а полновесными долларами. Где их взять?!
Даже оглашенные официальным Киевом намерения пустить на приобретения импортных вооружений и военной техники чуть ли не 5% собственного утлого ВВП не позволят Украине приобрести сколько-нибудь серьезное количество американских истребителей. При самом максимальном напряжении там «наскребут», максимум штук на десять, да и то бывших в употреблении. Сможет ли такое количество, будем откровенны, далеко не самых современных боевых самолетов переломить ход военного конфликта с Вооруженными силами России если таковой все-таки случится? Да ни в коем случае. Мы даже не будем пытаться сравнивать здесь боевые возможности ВКС России в их современном состоянии и авиации «нэзалэжной», пусть и получившей «с барского плеча» какое-то количество американских машин. Это просто несопоставимо.
Гораздо хуже здесь другое. А именно то, что вопреки всем «миролюбивым» заверениям звучавшим из уст президента США Джо Байдена, в том числе и во время проходившей в Женеве встречи с Владимиром Путиным, американцы на самом деле намерены не только продолжить практику использования Украины в качестве антироссийского «тарана», но и стремятся при этом существенно увеличить ее военные возможности. Очевидно, там не услышали слова Владимира Владимировича о «красных линиях», пересекать которые категорически не стоит. Что ж, если понадобятся, наши летчики прочертят им эти линии трассерами своих пушек – так будет гораздо доходчивее.