Американцы снова объявили Россию «угрозой существованию США и их союзников». Именно такие слова прозвучали из уст генерал Тода Уолтерса, командующего Европейского командования Вооруженных сил США и Верховного главнокомандующего объединенными силами НАТО в Европе. Что ж, пожалуй, самое время задуматься над тем, какими конкретно силами наши «заклятые друзья» могут попытаться ликвидировать эту «угрозу», не дающую им покоя вот уже много столетий.
Ни для кого не секрет, что главным родом войск, на который возлагается выполнение наиболее важных задач как на стратегическом, так и на тактическом уровне в армии Соединенных Штатов являются Военно-воздушные силы. Тот же Уолтерс, к слову сказать – как раз генерал ВВС. Что ж, о боевой авиации наших противников, ее реальном, а не демонстрируемом в рекламных роликах и пропагандистских поделках Голливуда, состоянии и перспективах на ближайшее время мы и поговорим.
Основной ударной силой, на которые Соединенные Штаты полагаются начиная с прошлого века, а, если быть совершенно точным, со времен Второй мировой войны, является их стратегическая бомбардировочная авиация. Превращенные в настоящие летающие крепости машины, способные нести тысячи тонн бомбовой нагрузки стали «длинной рукой», которой американцы безжалостно карали своих врагов на земле, не вступая с ними в прямое боестолкновение. Сколько при этом гибло мирных жителей, не волновало никого – шла ли речь о немцах, японцах, корейцах, вьетнамцах, афганцах или иракцах. Реализация варварской доктрины, в соответствии с которой лучшим способом борьбы с любым противником является «вбомбить его в каменный век» была начата с налетов англо-американской авиации на не имевший военного значения Дрезден в 1945 году. Они, по разным оценкам, унесли от 25 до 200 тысяч жизней жителей этого города.
Однако, во всю ширь изуверская сущность воздушного террора по-американски впервые проявилась в Японии. Именно там летчики ВВС США единственный раз за всю историю человечества применили против мирных городов ядерное оружие. Впрочем, даже бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, как это не парадоксально, не являются самыми страшными преступлениями американских стервятников в той войне. Еще до ядерных ударов, убивших 70 тысяч человек в Хиросиме и 80 в Нагасаки, ими были стерты с лица земли 66 японских городов. Естественно, вместе с мирными жителями, 300 тысяч которых погибло и 750 было ранено и покалечено в результате бомбежек. Впоследствии такие же точно намерения вынашивались и в отношении Советского Союза, планы нападения на который в Соединенных Штатах начали составлять уже в 1945 году. В соответствии с одним из них под кодовым названием «Дропшот» на нашу страну собирались обрушить 300 ядерных бомб и 259 тысяч тонн обычных! Думаете, с той поры хоть что-то изменилось в американских мозгах? Да ничегошеньки!
Проблема янки сегодня заключается в том, что при самом горячем желании «принести демократию» России в бомбовых отсеках и на внешних подвесках для ракет своих крылатых убийц, сделать это им крайне затруднительно. И дело тут не только в сверхсовременных системах противовоздушной и противоракетной обороны, надежно хранящих небо нашей Родины от непрошеных гостей. Желание побомбить ненавистных русских есть – а вот возможности, по сути, нет.
Стратегическая бомбардировочная авиация Соединенных Штатов переживает глубочайший кризис, длящийся уже далеко не первое десятилетие. Еще в конце 2019 года глава Стратегического командования глобальных ударных сил США, генерал Тимоти Рей заявлял о том, что для «противостояния на равных» России и Китаю американской армии необходимо иметь, по самым минимальным оценкам 225 стратегических бомбардировщиков. На тот момент, когда этот высокопоставленный вояка распинался с трибуны аэрокосмической конференции, проводившейся Ассоциацией ВВС США, реальное количество «стратегов» в американских ангарах составляло всего 156 единиц. Однако, это только часть проблемы, причем самая малая. Большая ее часть заключается в том, что формально стоящие на вооружении боевые машины по большей части представляют из себя негодный хлам, неспособный не то, что наносить ракетно-бомбовые удары по врагу, а даже просто подняться в воздух!
В свое время «старичков» В-52 Stratofortress, принятых на вооружение американской армии еще в 1955 году должны были сменить «стратеги» совершенно нового поколения, намного более современные и «продвинутые». Сперва американцы собирались создать «самый быстрый» бомбардировщик XB-70 Valkyrie, способный летать со скоростью в 3 Маха. Его и создали – однако, тогдашний президент США Джон Кеннеди ознакомившись с реальной стоимостью «чудо-оружия», схватился за голову и приказал проект немедля свернуть. После этого американские разработчики решили кардинально сменить подход – их новое детище должно было не обходить наши системы ПВО на сверхбольших высотах, а подкрадываться к цели, буквально прячась в складках местности, на высотах сверхмалых. Так родился стратегический бомбардировщик В-1. Первую его модель с маркировкой А выпустили всего в четырех экземплярах. И тут же принялись переделывать – убавили скорости, добавили «невидимости» и получился всем известный В1-В Lancer, которых успели наштамповать целую сотню.
Так вот – по состоянию на лето 2019 года из 61 такой машины, официально числившихся в работоспособном состоянии, в реальности к выполнению боевых миссий были готовы … всего шесть! Помнится, отставной генерал ВВС США Девид Дептула, присутствовавший на мероприятии, упомянутом раньше, ругался последними словами, кляня «чертовых бюрократов» и «пацифистов», которые довели американскую стратегическую авиацию «до самого жалкого состояния за всю историю ее существования». Брызжа слюной, бравый отставник припоминал собравшимся, что в годы милой его сердцу Холодной войны «нести миру демократию» в ракетно-бомбовом выражении была готова 401 эскадрилья «стратегов», а сейчас таковых насчитывается всего 312! Несколько успокоили беднягу-генерала лишь слова пребывавшей на тот момент на посту секретаря (министра) Военно-воздушных сил страны Хизер Уилсон, клятвенно пообещавшей, что уже к 2030 году количество эскадрилий снова возрастет до 386-ти.
Впрочем, дамочка, похоже, погорячилась. В настоящее время в стратегической авиации США происходит не рост числа боевых единиц, а совершенно обратные процессы. Если 33 единицы В1-В Lancer были в самом буквальном смысле слова отправлены на свалку еще в 2003 году, то в нынешнем году аналогичная судьба постигла еще 17 таких машин. При этом на длительную консервацию отправятся только 4 самолета – остальные же натуральным образом распилят и пустят в металлолом. Причина банальная и проста – по признанию все того же «главнокомандующего глобальными ударами» генерала Рэя, поддержание в хоть сколько-нибудь пригодном к использованию состоянии списываемых в утиль бомбардировщиков требовало на ближайшее десятилетие от 10 до 30 миллионов долларов на каждую машину – в зависимости от степени ее «ушатанности». «В отставку» их отправляют, по откровенному признанию генерала, для того, чтобы высвободить средства, необходимые для более-менее нормального технического обслуживания самолетов, формально остающихся в строю. Иначе и эти ко всем чертям развалятся…
Впрочем, Тимоти Рэй утверждает, что все нынешние потери – лишь неприятный «промежуточный этап» в истории стратегической авиации США. Мол, «избавляясь от старья» ВВС «освобождают место» для тех чудо-машин, которые в скором времени придут на место всем нынешним бомбардировщикам, вселяя страх и ужасов во врагов «великой Америки». В виду при этом он имеет, конечно же, стратегические бомбардировщики новейшего поколения B-21 Raider, о которых сейчас ведется так много разговоров. Это будет, якобы «истинное произведения искусства в области военных технологий» — и бомб с ракетами он будет способен нести столько, что без проблем разнесет в пух и прах любого противника, хоть в воздухе, хоть на земле и летать сможет выше и быстрее всех… А, главное – никакие системы ПВО будут этому «чуду техники» нипочем, проходить он их будет без малейших усилий. Фантастика? Да, и скорее всего, ненаучная.
Говорить о реальном потенциале данной машины пока сложно – ведь первые ее реальный полет ожидается не раньше 2025 года. Обещали, впрочем, что полетит в декабре 2020-го, но как-то не сложилось. Зато что известно совершенно точно, так это то, что B-21 Raider, по сути дела, должен стать «работой над ошибками», заложенными в его предшественника – стратегический бомбардировщик ВВС США B-2 Spirit. Вот только что делать с тем, что весь этот самолет, по сути дела – одна сплошная ошибка, причем крайне дорогостоящая?! Если бы его эксплуатировали наши пилоты, он наверняка получил бы позорную для боевого самолета кличку «Снегурочка». Отчего так? Да потому, что его хваленое «стелс-покрытие» как нежный снежок «тает» под прямым воздействием ультрафиолета. Попросту говоря – под самыми обычными солнечными лучами. Именно поэтому хранить «неженок» американские летчики вынуждены в специальных супер-пупер ангарах, где для самолетов создается уникальный температурно-влажностный режим. Во всех остальных случаях он в самое кратчайшее время превращается попросту в груду металла стоимостью в 2 с половиной миллиарда долларов за штуку! Да, да – именно в такую безумную сумму обошелся каждый сошедший с конвейера «Дух» американским налогоплательщикам. Неудивительно, что в Пентагоне уже не одни голосовые связки сорвали, с пеной у рта доказывая, что не сбивали эти бомбардировщики в Югославии – ну, не могли такую «навороченную» машину сверзить с неба какие-то там сербы, да еще и старыми, советского еще производства ракетами! Еще как могли… То, что B-2 Spirit во время их пиратских налетов на Югославию оказались далеко не такими «невидимыми» и «неуязвимыми», как пытаются доказывать американцы – факт доказанный документально.
В любом случае, ВВС США спят и видят, как бы поскорее избавиться от этих сверхкапризных и ненадежных машин. Тем более, что ремонт каждой из них, необходимый для возвращения в строй обойдется в стоимость нового бомбардировщика такого же класса. А без этого основная часть «висящих» на балансе Пентагона B-2 Spirit к эксплуатации совершенно непригодны. И далеко не факт, что идущий им на смену B-21 Raider не окажется точно такой же «пустышкой», только еще более дорогостоящей. Очевидно, исходя из этих сомнений в американском военном ведомстве еще в 2019 году было принято беспрецедентное решение – продлить срок службы находящихся уже, по сути, в категории летающего антиквариата бомбардировщиков В-52 Stratofortress до 2050, а то и до 2061 года! Вот уж точно: дедушке сто лет, а он еще ого-го! Что-то там на них собираются навесить – «новейшие» радары, еще какие-то штуки. Однако, вряд ли этот «косметический ремонт» сможет заменить принятие на вооружение современных боевых самолетов. Ну, тут уж мы с вами расстраиваться и сочувствовать тем, кто носится с планами бомбить наши города, точно не будем, так ведь?
«Погодите, — скажет сейчас кто-нибудь, — а как же самые суперсовременные в мире истребители-бомбардировщики F-35? И весь прочий воздушный флот американской армии, со своими «Соколами», «Орлами», «Хищниками» и прочими?» Ну, что ж – подробному обзору всего этого «грозного» курятника мы посвятим наш следующий сюжет.