Все-таки с чувством юмора у Владимира Путина дела обстоят самым лучшим образом. В последние пару лет с Запада звучат нескончаемые вопли о том, что поставки российских энергоносителей на самом деле являются «средством гибридной войны Кремля», а отечественные трубопроводы в таковой «играют роль главного оружия». И словно бы в ответ на эти бредни, наш Главнокомандующий берет и учреждает 14 января День трубопроводных войск Вооруженных сил России. Насмешка над паникерами и вралями из НАТО? Как модно сейчас говорить, «тонкий троллинг»? Очень может быть. И что же теперь? «Газпром» погоны наденет, а Миллер фельдмаршалом станет? Да нет, конечно же. Ведь речь, на самом деле, совсем о другом. Владимир Владимирович просто восстановил историческую справедливость, вернув праздник войскам, имеющим долгую и славную историю. Так уж сложилось, что о них вообще мало кто слышал, а уж людей, которые имеют четкое и ясное представление об их функциях и задачах, вообще раз-два и обчелся. Ну, да ничего – сейчас мы расскажем всю правду.
К строительству магистральный нефте- и газопроводов воины, на чьих эмблемах как раз и изображены труба и вентиль, отношения не имеют. Другая у них специфика службы. Появлением своим этот род войск, как несложно догадаться, обязан был техническому прогрессу. В ХХ веке боевые действия, где бы они не велись, стремительно превращались в «войну моторов». Авиация, автомобильный транспорт для переброски войск и их снабжения, и, конечно же, главная примета нового времени – танковые части и соединения, все это требовало в первую очередь, одного. Горюче-смазочных материалов. В непрерывном режиме и в как можно больших количествах. Понятно, что к тому моменту, когда топливо превратилось в «кровь войны», в мире уже существовало достаточное количество, так сказать, традиционных средств его доставки. Железнодорожные пути – чем плохо? Гоняй цистерны хоть целыми составами! Или автомобильные шоссе, по которым легко запустить караваны «наливников» с бензином и дизелем. Но, что, если рельсы взорваны, мосты, через которые они идут, разрушены, дороги забиты беженцами и пехотой или просто превращены в непролазную грязевую «кашу»? Да и, к тому же любые средства доставки вроде автомобильных или железнодорожных цистерн – легкая добыча для шныряющих в небе вражеских самолетов. Тут, знаете ли – одно меткое попадание – и все. Больно уж груз специфический…
Все эти нюансы в руководстве Рабоче-крестьянской Красной армии начали понимать еще в 30-е годы прошлого столетия. Особенно – после оттого, как РККА пришлось давать на Дальнем Востоке отпор зарвавшимся самураям. По зубам агрессоры тогда получили очень даже ощутимо – что на озере Хасан, что на реке Халхин-Гол. Но вот некоторые неприятные моменты, связанные с обеспечением ГСМ вовсю использовавшихся там танковых подразделений командование Красной армии учло и сделало правильные выводы. Разработка полевых сборно-разборных магистральных трубопроводов велась в СССР и ранее, однако теперь ей было придано особое значение. Курировал данную тему, как и все важнейшие военные направления, лично Сталин. Благодаря этому к началу Великой Отечественной войны мы подошли, как говорится, не с пустыми руками. На складах РККА уже имелось около полутора сотен комплектов полевых трубопроводов, как закупленных за рубежом, так и собственного производства. И именно в ходе этой войны воины-трубопроводчики впервые покрыли себя славой, выполняя боевую задачу, сегодня кажущуюся нереальной.
Замкнувшаяся железным кольцом блокада Ленинграда была направлена на то, чтобы физически уничтожить всех до единого его защитников и мирных жителей. Перерезав любые мыслимые пути снабжения, нацистские нелюди терзали ленинградцев бомбежками, непрерывными обстрелами и массированными атаками на оборонительные рубежи. Осажденному городу на Неве требовались еда, боеприпасы, медикаменты и топливо, топливо, топливо – как для отстаивавших его частей Красной армии, так и для кораблей Балтийского флота. Именно тогда, весной 1942 года было совершено небывалое – под самым носом у гитлеровцев (на расстоянии в два — два с половиной километра от их передовых траншей и батарей) был проложен тридцатикилометровый трубопровод, 21 с лишним километр которого пролегал по дну Ладожского озера. По этой нитке в Ленинград пошел бензин, керосин, дизтопливо. Город жил и сражался. Почему мы назвали эту задачу нереальной? Труба прокладывалась под постоянными артобстрелами и авианалетами. Как уже было сказано, пролегала она по дну озера — местами на глубинах до 12 метров. Попробуйте-ка нырнуть в апреле месяце в Ладогу, да проторчать под водой несколько часов, вкалывая как проклятый… А ведь строители трубопровода и вправду работали не жалея себя – спасительную «нитку» они протянули за каких-то 43 дня! По большей части – вручную. Если это не подвиг, то что им тогда называть?!
КСТАТИ: По сути дела, трубопроводные войска и вправду родились в пламени сражений Великой Отечественной. Построенные красноармейцами топливные магистрали в грозном 1942 году снабжали ГСМ не только осажденный Ленинград, но и войска Волховского фронта, насмерть стоявшего на Волге, в Сталинграде, части Брянского фронта. Стальные нити тянулись через Дон, Днепр, Дунай, обеспечивая возможность частям Красной армии держать оборону, а затем и развивать стремительное наступление, очищая от фашистской нечисти нашу родную землю. Первые отдельные батальоны по перекачке горючего были сформированы под Москвой в 1944 году. Их воины «оседлали» нефтепромыслы поверженной Румынии и гнали нефтепродукты в Рени, откуда «кровь» ставшей уже победоносной для нас войны питала армии безудержно наступавших 2-го и 3-го Украинских фронтов, Черноморский флот и Дунайскую флотилию. Так начиналась славная история трубопроводных войск.
Официально их создание было оформлено 14 декабря 1952 года приказом тогдашнего военного министра (должность называлась именно так), Маршала Советского Союза Александра Василевского. СССР превращался в могучую ракетную державу, а что самое важное для своевременных и успешных стартов ракет? Правильно – конечно же, топливо. Подавать его воинам трубопроводных войск приходилось на удаленные от «цивилизации» ракетные полигоны, тщательно замаскированные позиции, запрятанные в тайге и пустынях. Дальнейшему успешному становлению и развитию этого рода войск способствовало также принятие новой военной доктрины Советской армии. В соответствии с ней залогом успеха в грядущих сражениях с наиболее вероятным противником (в роли которого на тот момент уже выступал блок НАТО) было массированное применение огромных танковых и моторизованных соединений. В случае попытки Североатлантического альянса осуществить агрессию против СССР новых захватчиков должен был буквально смести в Ла-Манш и Атлантику несокрушимый кулак из брони и стали. А силу и скорость ему предстояло придавать горючему, подаваемому по нескончаемым магистралям, сооружаемым бойцами трубопроводных войск.
Третья мировая война, к счастью, так и не началась. Однако, это ни в коем случае не означало тем, что воины-трубопроводчики остались в советской военной истории эдаким стройбатом, пусть и с приставкой «специальные войска». Так уж вышло, что именно на их долю испытаний и участия в вооруженных конфликтах выпало столько, сколько не каждому другому роду войск. Да, да, представьте себе – Венгрия, Куба, Лаос. Это только те «горячие точки» с событий в которых хотя бы частично снята завеса секретности. А еще – Сомали. Там наши трубопроводные войска спасали жителей от невиданной засухи, подавая не горючее, а намного более ценную в тамошних условиях воду. Что характерно, никто в них, в отличие от явившихся на ту же землю десятилетия спустя американцев, не стрелял. Может, потому, что несли они сомалийцам помощь и жизнь, а не «демократические ценности» в тротиловом эквиваленте? Довелось трубопроводным войскам Советской армии пройти и сквозь пламя событий в Афганистане. Вклад их бойцов в эту кампанию трудно переоценить. Приведем всего лишь одну цифру: более 80% горюче-смазочных материалов, полученных нашими частями, выполнявшими в ДРА свой интернациональный долг было получено как раз именно через топливные магистрали, созданные бойцами 276-й отдельной трубопроводной бригады, за годы афганских испытаний протянувшими более 1200 километров бесценных «ниток». Тех самых, без которых выполнение боевых задач нашими танкистами, летчиками, мотострелками было бы невозможным. При этом следует не забывать, что условия местности, рельеф и специфика этой восточной страны зачастую делали невозможным использование строительной и трубоукладочной техники, перекладывая титанический труд в буквальном смысле слова на плечи наших солдат и офицеров. Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году и страшнейшего землетрясения в Армении в 1988 – воины-трубопроводчики Советской армии всегда были на самых трудных и опасных участках.
В наши дни трубопроводные войска относятся к тем родам вооруженных сил, что могут быть подняты по боевой тревоге буквально в любую минуту. Лесные пожары и возгорание торфяников, землетрясения и прочие стихийные бедствия, начисто разрушающие коммуникации и ставящие местное население перед опасностью гибели от жажды, возникновения опаснейших эпидемий на почве антисанитарии и отсутствия элементарный условий жизни. Везде в таких случаях на помощь приходят трубопроводные войска. Это – не война? Ну, скажите это жителям деревушки, на которую наступает лесной пожар и их жизни, а также сохранность всего, что было нажито за долгий век, зависят от того, успеют ли парни с трубами на шевронах протянуть «нитку» от ближайшего водоема. Попробуйте поговорить о военной романтике и героичности с солдатами, прущими на себе трубу в центнер весом – чтобы успеть и спасти. Правда, вряд ли они поддержат дискуссию – скорее пошлют подальше, чтоб под ногами не путались. О подвиге эти ребята не думают – они просто спасают. Так, как спасли в 1972 и 2010 годах москвичей, задыхавшихся в смрадном дыму пылавших торфяников или в 2014 году жителей Крыма, которых киевская хунта пыталась задушить жаждой. Именно тогда бойцы трубопроводного батальона Западного военного округа обеспечили подачу на полуостров сперва 2 тысяч кубометров пресной воды в сутки, предотвратив катастрофу. Затем, построив дополнительные магистрали общей протяженностью в 130 километров, они довели объем ежедневной подачи бесценной влаги до 10 тысяч кубометров, тем самым обеспечив ею и местных аграриев, отводя от крымчан опасность не только жажды, но и голода.
Уничтожать врага – доблесть для солдата. Однако, давайте будем помнить, что главное предназначение каждого воина армии России – защищать и спасать мирных людей. И как раз с этой задачей отмечающие 14 января свой профессиональный праздник бойцы трубопроводных войск всегда справлялись и ныне справляются с честью и славой!