• Пт. Апр 19th, 2024

Rogandar NEWs

Новости, факты, события

Красная «Сотка»! Советский самолет, опередивший время и Илона Маска!


Еще в в 1972 году,  по словам заслуженного летчика-испытателя СССР Владимира Сергеевича Ильюшина Советский Союз создал самолет 21 века – которому и сегодня, кстати, сильно равных по сути нет. И речь идет о сверхзвуковом бомбардировщике-ракетоносце Т-4, в чьи задачи фактически 50 лет назад уже входили поиск и уничтожение крупных надводных целей типа авианосцев, ракетоносцев, наземных объектов стратегического назначения, а также ведение воздушной разведки. Планировалось, что самолет, имеющий взлетный вес около 100 тонн при крейсерской скорости 3000 км/час на высоте 24000 метров, будет иметь дальность полета 6000 км. Ну, и к слову, это действительно был не самолет, а фантастика в металле! Т-4 обладал четырьмя турбореактивными двигателями РД36-41, на нем впервые была применена и отработана система, с четырёхкратным, вдумайтесь только,  резервированием электродистанционного управления аэродинамическими рулевыми поверхностями. Да и в целом, ни на одном самолете, построенном к тому моменту времени в Советском Союзе, просто не существовало столь большого количества оригинальных разработок. Уже, исходя из одной этой цифры, это был гигантский прорыв вперед в области самолетостроения в нашей стране.

Но, все, конечно, случилось – не просто так. Создание бомбардировщика со скоростью полета, которая не снилась тогда не только истребителям, но и большинству существовавших управляемых ракет – штука серьезная: хоть по задачам для тех романтических лет, хоть по используемым материалам – хоть по предназначению.  А просто в 1960-е годы на вооружение ВМС США начали поступать первые атомные подводные ракетоносцы, способные поражать цели на дальности до 2 200 км. Эффективно бороться с ними СССР был не в состоянии — места патрулирования подлодок прикрывали американские авианосцы. Пробить оборону авианосного соединения ВМФ СССР не мог ни с воздуха, ни с воды, ни из-под воды, а единственным способом уничтожить американский авианосец было применение по нему ракеты с  ядерным зарядом. И наиболее реальным способом борьбы с этим американским безобразием советскому командованию виделось создание авиационного ударного комплекса. Он должен был состоять из сверхскоростного самолета — ракетоносца, который мог бы обнаружить авианосное соединение — и  ракеты, способной пробить мощную систему ПВО авианосца и поразить его ядерным зарядом. В общем, как обычно, для конструкторов страны советов поставили невыполнимую задачу, которую, разумеется – они не то, что выполнили, но сделали сильно больше.

Ведь вы только оцените размах фантазии разработчиков, особенно, если сравнить все это с нашими современными реалиями, когда хоть Илон Маск и красиво презентует разработки 80-х годов НАСА, плюс добавляет к этому разные компьютерные мультики – а по факту, ничего сверхпрорывного-то не предлагает. В отличие от советских инженеров, кто делал все без компьютеров, на ходу осваивая новые материалы и технологии и выдавая вполне себе работающий продукт. Например, та же кабина «сотки», это второе, ласковое название Т-4 — отличалась для лет высочайшей технологичностью, имея современный дисплей для анализа боевой обстановки.  А также помимо высокоточных приборов, для обеспечения летных характеристик бомбардировщика были применены материалы, созданные по уникальным технологиям, да чего там: эти разработки до сих пор используются не только в военной промышленности, но и во многих отраслях народного хозяйства. Всего же при разработке данного самолета было воплощено 600 новейших патентов и изобретений. Плюс, да-да, еще одной особенностью новой модели стала возможность изменять конфигурацию крыла; это позволяло сделать самолет многоцелевым (использовать как бомбардировщик и как разведчик, что значительно сократило бы расходы на производство).

Кстати, важной особенностью самолета была отклоняющаяся носовая часть. В опущенном положении она освобождала переднее остекление кабины пилотов, что обеспечивало им нормальный обзор вперед – это было просто необходимо для руления на аэродроме, а также для взлета и посадки сверхзвукового самолета – в противном случае из-за нереальной длины кабины, плюс высоты шасси самолета — пилоты просто бы ничего не видели. А вот при полете на сверхзвуковых скоростях носовая часть полностью закрывала остекление кабины пилотов , до минимума снижая сопротивление встречных потоков воздуха. Правда, если вы не поняли – в результате из самолета ничего не было видно вообще, хотя, если совсем откровенно  — при диаметре фюзеляжа около 2 метров на скорости около 3000 км/час выступающий мало того, что фонарь пилотской кабины действительно создавал бы огромное сопротивление, да и смотреть на высоте 24 000 метров можно разве что только на черное небо. Поэтому после подъема носовой части полет и проходил строго по приборам, хотя при этом в распоряжении экипажа имелся – внимание — перископ, который давал хороший обзор вперед.

Но, увы, этому советскому чуду не суждено было войти в историю по максимуму, так сказать. Всего было выпущено пять самолетов, проходивших испытания и выполнявших полеты. В 1974 году по указанию Министерства авиационной промышленности СССР работы по теме Т-4 были приостановлены, а в настоящий момент остался лишь один такой самолет, хранящийся в Центральном музее ВВС в Монино. Остальные порезали на металлолом. Интриги и амбиции в 1970-е годы смогли победить прекрасный самолет 21 века, значительно обогнавший свое время.

1 1 голос
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x